Любимый размер
В январе — сентябре 2014 г. в России было продано 1,8 млн фаблетов (смартфоны с широким экраном), выручка от их продаж за тот же период составила свыше 21 млрд руб., следует из материалов "Связного".
Рост продаж по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. составил 310%, в денежном — около 190%, отмечает представитель компании Мария Заикина. Темпы роста продаж фаблетов за первые девять месяцев 2014 г. более впечатляющие, чем за первое полугодие: по итогам января — июня 2014 г. в годовом исчислении рост в штуках и деньгах составил около 300 и 180% соответственно, добавляет она. Высокие темпы роста продаж привели к тому, что за первые девять месяцев 2014 г. доля фаблетов в общих продажах смартфонов в России в натуральном выражении составила 10%, а в денежном — 15%. Годом ранее эти показатели были 4 и 6% соответственно.
Прорывным месяцем для фаблетов стал октябрь, продолжает Заикина. В предыдущем месяце на прилавках появились флагманские модели фаблетов Samsung Galaxy Note 4 и Sony Xperia Z3, объясняет она. Также в конце сентября начались продажи Apple iPhone 6 Plus с диагональю экрана свыше 5 дюймов, напоминает Заикина. Его появление, безусловно, привлекло дополнительное внимание к подобным устройствам, уверена она.
По данным розничной сети МТС, в III квартале 2014 г. фаблеты заняли 27,3% рынка смартфонов в деньгах и 19% — в штуках, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. За год фаблеты подешевели на 37% до 11 140 руб., посчитал он. Столь заметное снижение цены и привело к росту продаж фаблетов в III квартале 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. (по данным МТС, в натуральном выражении этот рост составил 272%, а в денежном — 134%), считает Солодовников. МТС недавно выпустила собственный 5-дюймовый смартфон, рассказывает он. Размер экрана влияет на использование мобильного интернета: пользователи устройств с большим экраном потребляют больше данных, добавляет Солодовников.
В целом данные, которые приводят "Связной" и МТС, верны, подтвердил сотрудник одного из производителей телекоммуникационного оборудования.
"Связной" и МТС относят к фаблетам все коммуникационные устройства с диагональю экрана свыше 5 дюймов. По классификации "Евросети" фаблеты — смартфоны с дисплеями больше 5,5 дюйма.
По словам директора департамента закупок "Евросети" Алексея Широкова, на российском рынке рост интереса к большим дисплеям действительно велик. По итогам первых 10 месяцев 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. рынок фаблетов показал прирост на 104% в натуральном выражении и на 59% в денежном, подсчитала "Евросеть", средняя цена устройств снизилась с 21 000 до 17 000 руб. По оценке Широкова, доля фаблетов на рынке смартфонов выросла с 1 до 2% в штуках, а в деньгах — с 3 до 5%. Среди фаблетов 1-е и 2-е места по объему продаж занимают Samsung и Lenovo с долями в 21 и 12% соответственно, передал Широков "Ведомостям".
Первый фаблет с диагональю экрана 5,3 дюйма в России появился в конце 2011 г., его привезла Samsung, рассказывал ранее "Ведомостям" ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Фаблеты, по словам Муртазина, понравились пользователям: на них удобно читать, пользоваться социальными сетями, иногда смотреть видео, при этом в отличие от планшетов их можно носить в кармане. На рост продаж влияет и расширение ассортимента — сегодня на рынке фаблетов присутствует свыше 250 моделей как от крупнейших мировых производителей, так и от локальных (B-брендов), добавляет Заикина. В октябре доля Apple во всех планшетофонах в натуральном выражении составила 7%, а в денежном — 22%, утверждает источник, близкий к одной из торговых сетей.
По оценке исследовательской компании IDC, уже в 2014 г. фаблеты могут занять 14% мирового рынка смартфонов, а в 2018 г. — почти треть. А в этом году поставки телефонов такого формата могут превысить в штучном выражении поставки планшетов и ноутбуков.