© ComNews
23.10.2012

ОАО "МегаФон" до начала ноября 2012 г. переведет из Москвы в свой центр обработки данных (ЦОД) в Самаре ИT-ресурсы интернет-магазина Shop.megafon.ru с целью повышения надежности ИT-системы и улучшения возможности дальнейшего роста интернет-продаж. До этого интернет-магазин компании пользовался услугами стороннего коммерческого ЦОДа.

"С нового года компания полностью откажется от услуг стороннего ЦОДа", - пояснил репортеру ComNews директор по интернет-продажам собственной розничной сети "МегаФона" Михаил Голубев.

О переносе мощностей вчера сообщила пресс-служба "МегаФона". Перенос будет осуществлен незаметно для клиентов оператора, поскольку переключение между площадками произойдет в ночное время, а возможный перерыв в работе сервисов продлится не более получаса, заверяет оператор. "Сначала на площадке будет установлено новое оборудование, на котором параллельно будут запущены все сервисы; далее будет отключено и перевезено в новый ЦОД оборудование, на котором интернет-магазин работает сейчас", - говорится в пресс-релизе "МегаФона".

"Первый этап в части установки нового оборудования уже завершился на прошлой неделе. Сейчас удаленно оборудование конфигурируется и настраивается, устанавливается ПО. До середины ноября часть сервисов будут переключены уже на Самару. Далее до середины декабря будет перевезено и подключено на новой площадке все остальное оборудование. С 2013 г. весь сервис целиком будет полностью функционировать из Самары", - уточнил в беседе с репортером ComNews Михаил Голубев.

ЦОД "МегаФона" в поселке Красный Пахарь (Самарская область) открыт в октябре 2010 г. Он имеет международный сертификат надежности третьего уровня (Tier 3). Технически новое ИT-решение ЦОДа базируется на оборудовании HP и Cisco, а его софтверная часть - на Oracle Solaris 10 в качестве операционной системы и на СУБД Oracle Enterprise Edition 11G.

По словам Михаила Голубева, сейчас интернет-ритейл в России - это один из наиболее активно растущих сегментов экономики. "В течение ближайших лет интернет-продажи будут неуклонно расти. Например, за девять месяцев 2012 г. количество выполненных заказов увеличилось в 2,3 раза (на 128,77%) по сравнению с тем же периодом 2011 г., количество подключенных через интернет-магазин SIM-карт увеличилось почти втрое, а суммарная выручка Shop.megafon.ru - в 2,4 раза - сказал он ComNews. - Поэтому мы готовим ИT-ресурсы к возрастающей нагрузке уже сейчас. Уникальные возможности одного из крупнейших российских ЦОДов позволят нам наращивать мощности практически без ограничений".

С ним согласен и директор по продажам и обслуживанию "МегаФона" Игорь Майстренко, который говорит, что интернет-магазин - самый перспективный и востребованный канал для общения с клиентами, не только с точки зрения продаж, но и с позиции сервиса. "В 2013 г. мы планируем увеличить инвестиции в интернет-магазин", - добавил Майстренко. Пресс-служба "МегаФона" отказалась прокомментировать, какую сумму компания инвестировала в сервис.

"Мы надеемся, что клиенты по достоинству оценят как эксклюзивные продукты, которые будут доступны только в интернет-магазине, так и уровень качества услуг", - заключил Игорь Майстренко.

В отличие от "МегаФона" ОАО "МТС" изначально пользовалось своим, а не сторонним ЦОДом, поскольку у МТС есть собственная сеть центров обработки данных. Об этом репортеру ComNews рассказала пресс-секретарь оператора Валерия Кузьменко.

"По итогам первого полугодия 2012 г., в сравнении с аналогичным периодом 2011 г., объем продаж через интернет-магазин МТС увеличился в два раза - за счет модернизации ИТ-системы, позволившей объединить онлайн-канал, клиентский сервис в салонах и логистические системы розничной сети МТС", - сообщила Валерия Кузьменко.

"Порядка 85% заказов в интернет-магазине приходится на сервис pick up in store ("закажи на сайте - получи в любом удобном салоне"). Благодаря широкой сети собственных офисов продаж МТС, которая насчитывает порядка 3 тыс. точек в 1 тыс. населенных пунктов России, клиенты МТС могут заказать любой товар из ассортимента интернет-магазина с доставкой в удобный для них салон. Среди регионов, жители которых наиболее активно практикуют онлайн-покупки, – Москва и Московская область (22% в общем обороте), Поволжье (21%, в том числе 13% - Башкирия), Юг (15%), Урал (13%), Северо-Запад (11%), Сибирь – 8%, - пояснила в беседе с ComNews Кузьменко. - Подавляющая доля интернет-продаж в общем объеме продаж розничной сети МТС приходится на смартфоны – 70%, 15% составляет портативная техника (ноутбуки, планшетные компьютеры, ридеры, фотоаппараты), 12% - телефоны и 3% - аксессуары. За минувший год ассортимент интернет-магазина МТС был расширен в три раза, за первое полугодие 2012 г. – более чем в 1,5 раза. Сегодня Shop.mts.ru предлагает свыше 300 моделей телефонов и смартфонов, 650 моделей портативной техники".

Сопровождением и поддержкой интернет-магазина занимается МТС, как и всеми интернет-ресурсами компании, что обеспечивает полную безопасность всех ИТ-систем и данных абонентов, подчеркнула Валерия Кузьменко.

ОАО "ВымпелКом" тоже в ближайшее время собирается модернизировать ИТ-систему. Как рассказала репортеру ComNews руководитель службы корпоративных коммуникаций "ВымпелКома" Мария Винник, развитие каналов продаж и обслуживания клиентов через веб-интерфейс для оператора является важнейшим стратегическим проектом. "Мы планируем уже в текущем году значительно усовершенствовать существующие "личные кабинеты", продолжить развитие веб-сайта, запустить обновленное мобильное приложение для управления нашими услугами. Мы также планируем развивать собственный интернет-магазин и повышать эффективность этого канала продаж. В планах на следующий год - запуск обновленной версии ресурса с большими клиентскими возможностями и на новой ИТ-платформе", - пояснила Винник.

По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, дистанционный формат в бизнесе, ориентированный на розничных клиентов, позволяет формировать более выгодные предложения, выстраивать более конкурентоспособную ценовую политику и оперировать при этом весьма широким ассортиментом, без необходимости экспонировать его в традиционных торговых объектах и нести в связи с этим высокие затраты, оказывающие основное давление на рентабельность. "Поэтому направление онлайн-продаж сегодня развивает или планирует развивать большинство крупных ритейлеров, вне зависимости от профиля. Несколько особняком пока стоит продовольственная розница, но по мере развития инфраструктуры и роста логистических возможностей этот сегмент также активно будет осваивать интернет-пространство", - рассказал в беседе с ComNews Клягин.

При этом основной фактор привлекательности – это, конечно, очень высокие темпы роста и более чем значительные перспективы дальнейшего развития российского сектора e-commerce, добавил он.

По словам Максима Клягина, на сегодняшний день вклад интернет-индустрии в экономику России все еще сравнительно невысок и, согласно экспертным подсчетам, составляет около 2% ВВП, заметно уступая аналогичным показателям развитых стран, которые в среднем достигают 7-8% ВВП. Но, подчеркивает аналитик, потенциал сектора, несомненно, очень высокий. "По предварительным прогнозам, в перспективе следующих трех-четырех лет доля интернет-бизнеса в ВВП страны возрастет примерно в 1,5-2 раза. Что касается непосредственно розничной онлайн-торговли, которая по разным оценкам составляет сегодня уже около $12-13 млрд, то на ее долю в общем объеме розничной торговли сейчас приходится всего около 1,8-2%. Мы ожидаем, что в перспективе следующих пяти-семи лет средние темпы роста этого рынка не опустятся ниже 20%, а в течение ближайших нескольких лет будут оставаться существенно более высокими – не менее 30%. К 2015 г. объем этого рынка может возрасти в 2-2,5 раза. При этом объем интернет-торговли может достичь 3-3,5% от общего объема розничного товарооборота", - подытожил Клягин.

Интернет-магазин "МегаФона" представлен более чем в 400 населенных пунктах страны сервисом подбора номера, тарифа и брендированных продуктов оператора с последующим получением в одном из салонов собственной розничной сети. В 21 городе клиенты могут получить полный цикл онлайн-обслуживания с бесплатной доставкой более широкого ассортимента телеком-товаров на дом или в офис.