АННА АФАНАСЬЕВА
© ComNews
10.11.2010


10.11_4

ГУВД по Москве предложило Мосгордуме обязать сотовых операторов блокировать похищенные мобильные телефоны по уникальному коду IMEI. Но подобные инициативы уже не раз отклонялись Госдумой: реализовать их технически и законодательно в России невозможно. В частности, из-за "серого" импорта в стране множество трубок с одинаковым или "нулевым" IMEI, и, блокируя один номер, оператор может отключить сотню других абонентов.

По словам врио заместителя начальника управления информации и общественных связей столичного ГУВД Сергея Гуляева, кражи телефонов очень распространены в Москве. "За девять месяцев зарегистрировано 9242 преступления, а учитывая высокую латентность, их в разы больше, так как не все пострадавшие обращаются в милицию. Предложение ГУВД Москвы направлено на то, чтобы искоренить данные преступления как вид, чтобы воровать сотовые телефоны стало невыгодно", - рассказал он репортеру ComNews.

По замыслу ГУВД, сотовый оператор должен будет блокировать IMEI (International Mobile Equipment Identity - уникальный серийный номер телефона). ГУВД предлагает внести поправки в закон "Об оперативно-розыскной деятельности", согласно которым по запросу следователя сотовый оператор должен будет блокировать работу мобильного телефона по IMEI. "Конечно, сейчас существует возможность перепрошивки IMEI. В предложении ГУВД содержится также пункт о введении уголовной ответственности за перепрошивку IMEI", - добавил Сергей Гуляев. "Данная "услуга" широко представлена в любом городе РФ, при этом стоимость работы составляет около 100 руб., чем и пользуются мошенники", - сообщается во вчерашнем пресс-релизе Ассоциации региональных операторов связи (АРОС). Наконец, ГУВД предлагает возложить на операторов функцию постоянного контроля за IMEI, для чего те должны вести базы данных.

Сотовые операторы со скепсисом отнеслись к инициативе ГУВД. По словам пресс-секретаря ОАО "МегаФон" Татьяны Ивановой, идея далеко не нова: "Подобные законодательные инициативы уже как минимум дважды вносились в Госдуму и не были приняты в связи с невозможностью их реализации, как с правовой, так и с технической точки зрения". Чтобы блокировать IMEI, владелец телефона должен написать заявление в милицию, после чего милиция устанавливает право собственности заявителя на похищенный телефон и определяет номер IMEI. "Много ли абонентов имеют документы, подтверждающие право собственности на телефон, и помнят IMEI?" - рассуждает Татьяна Иванова. Более того, узнав IMEI-номер, правоохранительный орган направляет всем сотовым операторам (не только "большой тройке") запрос с целью выявления обслуживания аппарата. Иными словами, при каждом обращении о краже телефона милиционер будет направлять более трех десятков запросов.

"Мы блокируем телефоны по IMEI лишь по запросу правоохранительных органов", - отметила, в свою очередь, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Анна Айбашева.

Но основная сложность заключается в "серых" телефонах, которыми перенасыщен российский рынок: многие производители выпускают немаленькие партии устройств с идентичными номерами. "В России уже действует большое количество "серых" аппаратов, у который IMEI либо одинаковый, либо "нулевой". Непонятно, что с ними делать, если законы будут одобрены. Мы можем заблокировать сотни абонентов по всей стране при блокировании одного IMEI-номера, при этом краденым будет только один телефон", - поделился с ComNews представитель одного из сотовых операторов. Анна Айбашева подтверждает: "Технически блокировка телефона по IMEI-коду возможна, но в то же время существуют определенные сложности IMEI-контроля, связанные с большим количеством "серых" телефонов на рынке. Так, порой IMEI дублируется до нескольких тысяч раз в сети одного оператора, в одном филиале".

Вдобавок стоимость оборудования, которое позволит отслеживать IMEI, высока, и не все операторы (например, региональные) смогут его себе позволить. "Проследить преступную активность с помощью IMEI-контроля очень сложно, а для оператора контроль обернется необходимостью дополнительных инвестиций и повышением экономических издержек при неоднозначном эффекте: придется разрабатывать и внедрять платформы, которые должны отслеживать и блокировать IMEI-номер, решать проблему с абонентами, использующими аппараты с одинаковыми IMEI, и т.п. То есть фактически проблема с кражей телефонов не решится, просто поменяются ее основные параметры", - заключает собеседник ComNews. "Необходимо составить единую базу данных, это потребует дополнительного финансирования для органов внутренних дел по всей стране", - добавляет Татьяна Иванова из "МегаФона".

Иванова говорит, что еще одно препятствие - порядок реализации операторами блокировки телефона. "Возможность оказания услуг подвижной радиотелефонной связи неразрывно связана с таким идентификатором, как SIM-карта, а не с пользовательским (оконечным) оборудованием, а также с выделением абоненту абонентского номера, однозначно определяющего оконечный элемент сети связи, но не вид (модель, серийный номер и т.п.) оборудования, используемого в качестве пользовательского", - свидетельствует она.

"Мы внимательно следим за законотворческой деятельностью по этому вопросу", - прокомментировала пресс-секретарь ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Ирина Осадчая. - Со своей стороны, компания МТС действует в рамках существующего законодательства и соблюдает все предписываемые законами требования". "Как законопослушный оператор, мы, конечно, будем обязаны выполнить требования законодательства, однако давать оценку возможности реализации подобного проекта можно лишь после получения деталей проекта законодателей", - резюмировала Анна Айбашева.

Президент АРОС Юрий Домбровский считает, что меры по предотвращению воровства телефонов должны включать помимо обязательного блокирования аппаратов оператором "ужесточение таможенного контроля, введение законодательного запрета на перепрограммирование телефонов, реальные действия милиции (полиции) по борьбе с незаконным перепрограммированием". "Ассоциация уже направляла в Госдуму свои соображения по этим вопросам. Например, мы предлагаем включить в УК РФ наказание за самовольное изменение IMEI, как преследуется, к примеру, перебивка кузовных номеров автомобилей", - напомнил Юрий Домбровский.

Представители пресс-службы российского офиса компании Tele2 говорят, что в странах Европы используются различные методы: от полной блокировки телефона с последующей передачей данных о владельце SIM-карты в правоохранительные органы до периодической отправки на украденный телефон SMS-сообщений. "Проблема блокировки краденых телефонов по IMEI в России обсуждается уже давно. Этот способ является единственным эффективным решением, - убеждены сотрудники пресс-службы "Tele2 Россия". - Тем не менее следует иметь в виду, что без слаженных одновременных действий всех мобильных операторов на всей территории страны этот метод будет бездейственным. Также требуется принятие изменений в законодательстве, предполагающих уголовную ответственность за изменение IMEI мобильного телефона, так же как за изменение заводских номеров двигателя автомобиля или подделку документов. Только в этом случае блокировка работы ворованных телефонов операторами связи станет действенной мерой".