XX ежегодная конференция "СПО в высшей школе": как обмануть искусственный интеллект и нужны ли свободные программы физикам-ядерщикам
7-9 февраля 2025 года в Переславле-Залесском прошла XX конференция "Свободное программное обеспечение в высшей школе". Организаторами выступили "Базальт СПО" и Институт программных систем имени А.К. Айламазяна РАН (
В мероприятии приняли участие преподаватели ведущих вузов: МФТИ, МГУ им. М. В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, КубГУ и других. Собралось более 1200 слушателей очно и онлайн.
Основными темами конференции стали:
- Новые подходы к образованию в цифровую эпоху: дистанционное обучение, нетрадиционные форматы материалов, проблемы, связанные с искусственным интеллектом;
- Использование свободных программ при изучении ядерной физики, в промышленности и системах "умного дома";
- Технологии виртуализации в учебном процессе: от 3D-печати до преподавания информационной безопасности.
"Если на первых конференциях мы обсуждали, как продвинуть в вузы свободное программное обеспечение, то сейчас оно заняло прочное место во многих образовательных организациях. На XX юбилейной конференции речь идет о более эффективном использовании СПО, предлагаются интересные решения преподавателей и студенческие проекты", — отметил Алексей Новодворский, председатель оргкомитета, советник генерального директора "Базальт СПО".
Несколько докладчиков затронули проблему использования ИИ студентами при подготовке домашних заданий. Выступающие и слушатели предложили различные пути ее решения, в том числе:
- Поручить студентам создание учебных материалов по заданию преподавателя и с его помощью. Даже если код написан при помощи ИИ, для выполнения задания необходимо подробно описать, как он работает, а значит — разобраться;
- Создавать индивидуальные задания для каждой проверочной работы или экзамена, включая в них дополнительные условия, препятствующие использованию ИИ;
- Давать неполные и неточные задания, для выполнения которых студент будет вынужден обратиться за дополнительной информацией.
Преподаватели признали, что если у учащихся есть мотивация получить знания, а не просто оценку, такие ограничения не нужны. Но мотивированных студентов немного, и это создает проблемы.