Екатерина Богдан, CEO "ЭКРАН"
Екатерина
Богдан

CEO "ЭКРАН"
© ComNews
12.12.2024

С 2019 года Россия перешла на цифровое телевидение, в связи с чем на рынке увеличился спрос на Smart TV. Однако относительно других форматов вещания Digital-ТВ по своей структуре неоднородно: цифровые сигналы передаются с помощью разных технологий. Рассказывает о двух основных технологиях Екатерина Богдан, CEO "ЭКРАН" (селлер рекламных продуктов в ТВ и смарт-устройствах).

Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, продажи телевизоров с опцией Smart TV за 2023 год в России составили порядка 7,4 млн, что выше показателя предыдущего года на 45%. Российские зрители всё чаще выбирают технику с доступом к цифровому телевидению, которое позволяет им не только смотреть привычные тв-каналы, но и получить расширенный доступ ко всему видеоконтенту, доступному в интернете. С помощью умных телевизоров современный потребитель стал более избирателен в том, что он смотрит — и как показывает опрос ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, каждый третий из них даже готов платить за желаемый контент, оформив подписку на сервис или купив цифровой продукт.

За повышением спроса следует и повышение предложения: современный рынок расширяет возможности цифрового телевидения и внедряет новые технологии для улучшение качества его передачи. Благодаря этому любые каналы и сервисы становятся доступными в любой части мира. Такие возможности современному телевидению обеспечивают две основные технологии передачи сигнала по цифровым каналам: OTT и IPTV.

Как работает технология IPTV?

Термином IPTV обозначают телетрансляцию через IP-протоколы связи по общедоступной сети (без ключей шифрования). Телевизионное устройство IPTV подключается в приставке телеком-оператора, предоставляющего услуги домашнего интернета (это могут быть Ростелеком, МТС, Билайн и другие). В результате благодаря одной приставке пользователи получают доступ ко всему телевизионному контенту и могут обходиться при этом без кабеля и антенны. Основное отличие услуг IPTV от спутникового, кабельного и эфирного телевидения в его стопроцентной интерактивности. Возможны выборочный просмотр передач, скачивание контента, выбор пакета каналов и другие сервисы. На данный момент, технология охватывает около 7,5 млн. устройств и транслирует более 300 каналов. Реклама в сети IPTV размещается с помощью AdStream – платформы, специализирующаяся на таргетинге рекламных роликов в формате switch roll.

Передача контента по IPTV осуществляется следующим образом:

  • Запрос пользователя отправляется провайдеру IPTV;

  • Поставщик IPTV обрабатывает запрос и передает видеопоток со своего сервера, где хранится контент от разных онлайн-видеоплатформ (OVP);

  • Видеопоток помещается в так называемые "пакеты" и проходит через IP-сеть к шлюзу на стороне пользователя;

  • Контент доставляется на устройство воспроизведения через потоковый протокол в реальном времени (RTSP) перед сжатием для оптимизации воспроизведения;

  • После видео адаптируется под формат устройства и транслируется на экран пользователя.

Как работает технология OTT?

ОТТ-телевидение представляет собой передачу контента через протокол HTTP напрямую пользователям с использованием ключей шифрования поверх интернет-канала. То есть в этом процессе оператор связи не участвует. При этом ОТТ, как и IPTV, полностью интерактивный сервис. У пользователей есть доступ к видео от телеком-операторов по запросу, они смотрят контент через приложения Smart TV и мультимедийные онлайн-платформы, такие как Wink и KION. Также технологии ОТТ используются для трансляций онлайн-кинотеатров. Данная сеть охватывает около 5 млн устройств и транслирует более 1000 каналов. За рекламные кампании в OTT отвечает Tele Target – платформа, в специализацию которой входит таргетинг как рекламных роликов в форматах pre-roll и switch roll, так и размещение интерактивных баннеров, позволяющих пользователю перейти на ресурсы рекламодателя.

Если представить весь процесс работы OTT-вещания, то он выглядит примерно так:

  • Пользователь выбирает интересующий контент и при нажатии на кнопку OTT запускается;

  • При запуске OTT также начинает работу онлайн-видеоплатформа (OVP), на которой размещен этот контент. Она подбирает формат, наиболее подходящий для устройства пользователя;

  • Далее OTT, чтобы доставить контент на гаджет, разбивает файл на небольшие "пакеты";

  • После протоколы потокового видео OTT повторно собираются в видеофайл и отображаются в виде готового контента в устройстве пользователя.

Чем отличаются OTT и IPTV с точки зрения продвижения бизнеса?

Передача контента по технологии ОТТ позволяет подключить сразу несколько источников. Сама технология постоянно развивается за счет сотрудничества с разработчиками, что позволяет создавать разнообразный контент. С другой стороны, передача телевизионного сигнала по IPTV позволяет четко понимать, какой трафик у рекламного контента. Каждый телеком-оператор предоставляет рекламодателям данные о количестве абонентов и приставок, которые используют домохозяйства. Измерить с такой же точностью трафик в случае с ОТТ-сервисами не просто. Можно сделать вывод, что технологии IPTV дают возможность более точно оценивать рекламные охваты.

Подводя итог, можно сказать, что IPTV и OTT имеют свои преимущества и удовлетворяют различные потребности и предпочтения. IPTV обеспечивает контролируемый просмотр с высоким качеством и надежное подключение, что делает его наиболее подходящим для пользователей, которые уделяют приоритетное внимание стабильному сигналу и прямым трансляциям. В то же время OTT-сервисы обеспечивают большую доступность и гибкость, позволяя пользователям получать контент на несколько устройств из любого места, где есть подключение к интернету. При размещении рекламной кампании на цифровом телевидении бизнесу важно учитывать эти особенности, чтобы выбрать максимально подходящий канал для контакта со своими потенциальными клиентами.