Искусственный интеллект в международных отношениях будет работать больше на деструктив. Главными факторами этого явления становятся политические дипфейки и ценностное перепрограммирование.
© ComNews
25.10.2024

Влияние искусственного интеллекта (ИИ) на международные отношения и политическую ситуацию в России и мире обсудили эксперты на международной междисциплинарной конференции "Философия искусственного интеллекта". Спикеры отметили негативное влияние ИИ на происходящие в мире процессы.

"В научный оборот уже введен термин "ценностное перепрограммирование ИИ". Его могут осуществлять внутриполитические радикальные группировки. Оно может являться элементом информационных войн или внешнеполитического воздействия в рамках мягкой силы третьего поколения. К такому методу прибегали уже, например, корпорация Microsoft и китайские компании. Перепрограммировав широко используемый в отдельно взятой стране чат-бот, можно перепрограммировать и социально-культурный код пользователя. Это открывает колоссальные возможности для манипулирования массовым сознанием. И теперь не совсем понятно, где пройдет эта черта, которая отделит мягкую силу третьего поколения от информационного оружия. Здесь очень важно обеспечить защиту российского цифрового, культурного и государственного суверенитета от деструктивного воздействия. Очевидно, что для этого потребуется использование средств на основе когнитивных технологий. Но, к сожалению, пока в национальной стратегии развития ИИ до 2030 г. не прописаны какие-либо ценностные ориентиры, как это сделали, например, в США в 2019 г.", - отметил эксперт-аналитик Фонда исторической перспективы Дмитрий Федоров.

Заместитель директора по проектной и международной деятельности Института истории и международных отношений (ИИМО) Южного федерального университета (ЮФУ) Оксана Карнаухова обозначила три главных направления в развитии ИИ: "Первый - это инструментарий прогнозирования, разработанный и применяемый на основании исторических данных, на которых строятся дальнейшие прогнозы. Второй трек - кластеризация. Это группировка похожих событий и данных по какому-то определенному признаку. Но тут возникает вопрос, насколько прозрачно мы это делаем. И третий трек - ChatGPT, связанный с генерацией новых данных и созданием алгоритмов, которые стремятся увидеть некоторые закономерности. Это выводит нас на проблему транспарентности".

Директор научно-исследовательского центра "Технологии искусственного интеллекта в международных отношениях" (НИЦТИИМО) Екатерина Виноградова отметила большую роль политических дипфейков: "Политический дипфейк, как правило, создается с изображением действующего лидера государства. Он направлен на быстрое воздействие на массы, формирование недоверия к правительству, что может посеять панику среди населения. В качестве примера можно привести политический дипфейк российского президента, который был запущен в июне 2023 г. Тогда в видеоролике транслировалось обращение главы государства о военном положении в нескольких регионах России. Вирусный ролик распространился не только в российских социальных сетях, но и в эфире государственной телекомпании "Мир", которая вещает на все страны СНГ. В целом в 2024 г. было резкое увеличение злонамеренных дипфейков, особенно в странах, где уже прошли выборы президента или только запланированы. Лидируют по показателю прироста политических дипфейков Болгария (3000%), Португалия (1700%), Южная Корея (1625%), Индонезия (1550%), Молдавия и Чили (по 900%). Среди стран Евросоюза, в котором в июне 2024 г. состоялись выборы в Европарламент, меньше всего от политических дипфейков пострадали Франция (прирост 97%) и Германия (142%).

Профессор кафедры мировых политических процессов факультета управления и политики (ФУП) МГИМО МИД России Елена Зиновьева рассказала о текущем состоянии российской цифровой дипломатии: "Растущие напряженные отношения России с другими странами, рост геополитической напряженности привели к тому, что и цифровые технологии, и цифровая дипломатия перестали быть полем сотрудничества и стали в значительной степени полем напряжения. Это не отменяет того, что цифровые хабы нашего Министерства иностранных дел остаются важнейшим элементом информационно-разъяснительной работы. Конечно, после начала СВО цифровая дипломатия сильно пострадала. Но она подстраивается под новую политическую реальность. Теперь дипломаты ведут работу на разных платформах. В Китае, например, это Weibo. Есть локальные платформы в Латинской Америке. Кроме того, цифровая дипломатия предполагает использование технологий ИИ. Не только вопросы их регулирования, но и внедрения в дипломатическую практику, обучение дипломатов. Также цифровая дипломатия занимается вопросами информационной безопасности. Все это формирует особое цифровое лицо дипломатии РФ. В целом Россия остается влиятельным центром силы в цифровых международных отношениях. У нас есть все необходимые элементы для цифрового лидерства, несмотря на то что аппаратная база менее развита, чем у Китая".

Новости из связанных рубрик