Коммерческие провайдеры центров обработки данных (ЦОД) введут в эксплуатацию более 11 тыс. новых стоек в 2024 г. В тройке лидеров ГК "Росатом", ПАО "Ростелеком" и ООО "Икселерейт".
© ComNews
02.08.2024

Аналитики ComNews Research выяснили, что в течение 2024 г. коммерческие провайдеры планируют ввести в эксплуатацию примерно 11,7 тыс. новых стойко-мест в отечественных дата-центрах. Лидером по вводу стала государственная корпорация "Росатом", ей удалось выполнить годовой план по вводу 4890 стоек за первые два квартала 2024 г. Общее количество стоек оператора составило 6570.

На втором месте расположилось ООО "Ростелеком-ЦОД". Оно планирует ввести 2058 стоек в 2024 г. Половина из них (1024) появятся в кластере "Москва - Остаповский", еще 820 в дата-центре "Удомля" и оставшиеся 214 в Екатеринбурге.

О расширении заявило ООО "Икселерейт" (1990 стоек), ООО "Филанко" (1206), ООО "Стек телеком" (309), ООО "Имаклик сервис" (72) и др.

При этом масштаб расширения 2024 г. уступает 2023 г. Тогда в российских дата-центрах появилось более 13 тыс. новых стойко-мест. А лидерами 2023 г. стали ООО "Ростелеком-ЦОД" (5824), ООО "ДЦ 3дата" (3863) и ООО "Икселерейт" (836).

Еще более крупное расширение компании запланировали на 2025 г. "Ростелеком-ЦОД" сообщил, что введет в эксплуатацию более 35 тыс. новых стоек с 2025 г. до конца 2028 г. ООО "Дата про" собирается построить в Москве два дата-центра на 7000 и 8000 стоек. Помимо них, о расширении сообщили представители "3дата", "Росатом", "Селектел" и др.

Мнения участников рынка

Советник генерального директора ООО "Т8" Семен Коган рассказал, что высокие темпы роста рынка обусловлены развитием искусственного интеллекта (ИИ), интересом к ЦОДам со стороны инвесторов, технопарков, девелоперских компаний, массовый вывод на рынок услуг коллокации стойко-мест для крупных клиентов и развитие сегмента облачных ресурсов.

С ним согласен руководитель проектов ЦОД ООО "Связь ВСД" (Linx datacenter) Арсений Фомин. По его мнению, сегменты ИИ и облачных сервисов оказывают все большее влияние на рынок центров обработки данных. Это ведет к повышению требований к объемам хранилищ информации.

По мнению генерального директора ООО "3Дата" (сеть дата-центров) Ильи Халы, главной причиной расширения является растущий спрос, обусловленный активной цифровизацией.

"На рынке появляются новые игроки, среди которых, например, девелоперы, умеющие строить быстро и качественно. Мы ожидаем сохранение и даже повышение общих темпов строительства новых дата-центров", - сказал Илья Хала.

Генеральный директор ООО "Си три солюшенз" Дарья Алексанкина отметила, что повышение спроса на гибкие и масштабируемые решения является важным фактором роста рынка. Но, по ее мнению, главным трендом стали облачные технологии.

"Некоторые компании даже начали отказываться от собственных дата-центров в пользу облачных платформ. Это делается с целью экономии на инфраструктуре, поэтому, само собой, это направление будет только развиваться", - рассказала Дарья Алексанкина.

Схожего мнения придерживается Максим Ковалев. По его словам, коммерческие ЦОДы увеличивают долю облачных решений и комплексных сервисов относительно аренды стойко-мест, а популярность ИИ-систем привела к росту числа инсталляций с нагрузкой более 20 кВт. Он отметил смещение фокуса от больших машинных залов к принципу одно здание - один машинный зал.

Вопрос импортозамещения

"Достижение полного импортозамещения займет немало времени, - рассказала Дарья Алексанкина. - В настоящее время передача и обработка данных осуществляется преимущественно с использованием импортного оборудования".

По мнению Арсения Фомина, замена большей части компонентов отечественными аналогами уже произошла, но проблему это не решило. Он отметил, что наибольшее влияние на решение о переходе на российское оборудование и программное обеспечение оказывает отсутствие поддержки со стороны иностранных производителей и партнеров. Однако запрос на отечественные решения растет, особенно в сфере инженерной инфраструктуры ЦОДов.

"Правда, текущие производственные мощности разработчиков не могут полностью удовлетворить постоянно растущие потребности рынка", - сказал Арсений Фомин.

"С одной стороны, не осталось сегментов оборудования, где не было бы замещения. С другой стороны, конкуренция и вариативность представленного на рынке оборудования пока сильно меньше, чем три года назад", - отметил генеральный директор ООО "СТИ" ("Свободные технологии инжиниринг") Евгений Вирцер.

По его словам, многие комплектующие, такие как трансформаторы или бесперебойные источники питания отечественного производства, конкурентоспособны на рынке. Однако есть сферы, в которых российские решения пока не могут состязаться на равных - например, системы охлаждения или все, что связано с дизельными генераторами.

По мнению Дарьи Алексанкиной, для полной независимости от иностранных компаний необходимы значительные инвестиции. А при отсутствии большого спроса на отечественные решения заказчики продолжают использовать привычные импортные решения. Ситуацию может изменить государственная поддержка, финансовые инструменты и создание национальных стандартов.

Несколько слов о господдержке

Заместитель генерального директора по работе с органами власти ООО "Т8" Александр Сенюков отметил, что компании пытаются обходить ограничения на поставку привычных импортных решений через схемы параллельного импорта или пытаются работать с поставщиками "второго эшелона", а это означает дополнительные риски, снижение качества, сложности с сервисным обслуживанием и модернизацией.

"Государство заинтересовано в развитии и сетей связи, и российской радиоэлектроники. Оно постоянно разрабатывает новые меры поддержки. В частности, в рамках национального проекта "Экономика данных" планируется выдавать льготные кредиты для построения сетей на отечественном оборудовании с 5%-ной ставкой на шесть лет", - рассказал Александр Сенюков.

С ним согласна Дарья Алексанкина. Она отметила, что льготные кредитные линии необходимы так же сильно, как и протекционистская политика в отношении отечественных производителей. Наибольшую опасность для последних представляют китайские вендоры. Они обладают значительными производственными мощностями и могут предложить цены ниже отечественных.

"В ближайшей перспективе мы не сможем конкурировать с китайскими производителями по цене. Поэтому необходимы защитные меры, которые позволят российским компаниям получить необходимое время для развития и укрепления позиций на рынке", - заключила Дарья Алексанкина.

Новости из связанных рубрик