У Wildberries значительно выросло количество исков и предостережений
ПМЮФ 2024. На фото слева направо: модератор Денис Косенков, президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, заместитель генерального директора фонда "Центр стратегических разработок" Екатерина Папченкова, ректор Саратовской государственной юридической академии Екатерина Ильгова, председатель организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов, декан факультета права НИУ ВШЭ Вадим Виноградов. На экране: генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук.
Об этом заявил председатель организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов на Петербургском международном юридическом форуме (ПМЮФ 2024) в рамках сессии "Свобода в цифре: право и эволюция рыночных отношений".
Согласно данным организации, оборот Wildberries в 2021 г. составил 844 млрд руб., в 2022 г. он вырос почти до 1,7 трлн руб., а в 2023 г. - до 2,5 трлн руб. В это же время серьезно выросло число предостережений. В 2021 г. их было 27, в 2022 г. уже 497, а в 2023 г. - 1645. "Это не коррелирует с оборотом. Из предостережений больше 1000 - в области защиты прав потребителей. Треть - за незаконные условия оферты", - заявил Олег Павлов.
Также значительно выросло количество судебных исков к Wildberries. Согласно данным "Общественной потребительской инициативы", которые организация предоставила ComNews, в 2022 г. зарегистрировано 719 исков к ООО "Вайлдберриз" в арбитражных судах, в 2023 г. этот показатель увеличился на 250% - до 2516. А за 2024 г. исков уже 2014. В судах общей юрисдикции количество принятых решений в 2022 г. составило 249, а в 2023 г. - 527 (+112%). Как объяснил судебный юрист компании "ЮАП" Юрий Булгару, в арбитражных судах рассматриваются споры с пунктами выдачи заказов и продавцами, а в судах общей юрисдикции - с потребителями.
Также "Общественная потребительская инициатива" отметила рост количества предостережений у Ozon. В 2021 г. их было 29, в 2022 г. - 278, в 2023 г. - 497.
"Если в 2022 г. Ozon получил в 10 раз больше предостережений, чем в 2021 г., то в 2023 г. рост предостережений вполне коррелировал с ростом выручки и, соответственно, c ростом клиентской базы, числа заказов, и даже вырос в процентном соотношении меньше, чем выручка: выручка - на 110%, предостережения - на 78%", - дал комментарий ComNews Олег Павлов.
Оборот Ozon в 2021 г. составил 448 млрд руб., в 2022 г. - 832 млрд руб., в 2023 г. - чуть более 1,7 трлн руб.
"Яндекс Маркет" в 2021 г. получил 27 предостережений, в 2022 - 111, а в 2023 - 67, то есть за прошедший год показал снижение числа нарушений при росте выручки на 40%.
"Ключевая причина роста предостережений в различных сегментах потребительского рынка - мораторий на проверки, который фактически делает безнаказанными многочисленные недобросовестные практики и позволяет бизнесу за счет них минимизировать издержки и наращивать выручку. При этом мы видим, что рост не всегда достигается за счет нарушений. Это нужно учитывать при проектировании будущего регулирования маркетплейсов, над которым идет активная работа", - прокомментировал Олег Павлов.
Вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла и управляющий партнер Kosenkov & Suvorov Денис Косенков заявил, что такой рост исков, в которых ответчиком выступают маркетплейсы, может быть связан с потребительским экстремизмом. "Я занимаюсь этим давно, и среди всех потребительских исков только около 20% обоснованных", - сказал Денис Косенков.
"Потребительским экстремизмом" называют поведение, при котором иски подают не столько с целью защиты прав, сколько с намерением получить выгоду за счет пени и штрафов. Как объяснил юрист и эксперт Moscow Digital School Ефим Казанцев, российское потребительское законодательство позволяет получить ощутимую компенсацию за нарушение прав потребителей. Например, если продавец продал некачественный товар, а затем отказался добровольно возвращать за него деньги, потребитель через суд может не только взыскать стоимость товара, но и отсудить пени в 1% от цены товара за каждый день просрочки, а также штраф в 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если судебный процесс длится долго, суммы пени и штрафа могут многократно превосходить стоимость товара.
Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук также указала на потребительский экстремизм. При этом, по ее словам, более 70% исков к Wildberries выигрывают в первом слушании.
"Мы были бы очень рады, если бы перестали хайпиться на непонятных исках, не разобравшись, в чем там дело. Конечно, вы работу делаете, но создается впечатление, что якобы к нам растет количество исков. Думаю, это та же история, когда кто-то понимает, что если запишет ролик, как подает иск к Wildberries: такому человеку все равно, выиграет он его или нет. Главное для него - громко заявить о причастности к Wildberries. И мы забываем о том, что пока 100 человек думают, как сделать хорошо, в это время миллион человек думают, как бы обмануть. И количество изобретений наших селлеров уму непостижимо", - прокомментировала Татьяна Бакальчук.
Также Татьяна Бакальчук заявила, что платформенный бизнес - самая прозрачная и социально ответственная форма бизнеса. "Бизнес, который создает Wildberries, - это и есть КСО (КСО - корпоративная социальная ответственность. - прим. ComNews). Мы реально драйверы экономики. Люди к нам подходят и говорят спасибо за то, что мы придумали Wildberries, потому что это шанс на социальный лифт", - заявила генеральный директор маркетплейса.
Некоторые опрошенные ComNews юристы в сфере защиты прав потребителей не согласились, что рост исков к маркетплейсам связан с мораторием на проверки. Адвокат "Шериев и партнеры" Ахмед Шериев считает, что причина в отсутствии единого стандарта и регулирования деятельности маркетплейсов. Юрист Ефим Казанцев считает, что если большинство дел Wildberries выигрывает, значит, претензии потребителей были необоснованными и проверка не нашла бы нарушений.
Юристы подтвердили, что в большинстве исков к маркетплейсам ответчиками выступает Wildberries. "В арбитражных судах, если взять июнь 2024 г., споров, где ответчиком является Wildberries, уже насчитывается более 400. У Ozon за весь 2024 г. около 400 судебных споров. Это говорит о том, что сложилась ненормальная практика", - считает судебный юрист Юрий Булгару. По оценкам Versus.legal, которую привел старший партнер Илья Алембаев, временами дела с участием Wildberries могут формировать более 2% от общей нагрузки на Арбитражный суд Московской области.
Адвокат Ахмед Шериев считает, что множество исков к Wildberries связано с жесткими положениями оферты и с тем, что служба обратной связи часто игнорирует обращения потребителей и селлеров. Юрист Ефим Казанцев полагает, что рост исков может быть связан с ростом маркетплейсов и с распространением по социальным сетям информации об успешном опыте судебных споров с Wildberries. Судебный юрист Юрий Булгару частично связал количество исков с крупным пожаром на складе Wildberries в Петербурге в январе 2024 г. "Компания понесла большие убытки, в связи с этим может быть связана такая жесткая позиция к пунктам выдачи заказов и продавцам", - объяснил юрист.
Юрий Булгару сказал, что в случае арбитражных судов споры идут в основном в двух направлениях. Первое связано с публичной офертой - у Wildberries по сравнению с другими площадками жесткая система штрафов, эти штрафы часто оспариваются в суде. Второе - с утерей товаров. "Судебная практика в таких случаях складывается примерно 60% на 40% в пользу Wildberries", - добавил Юрий Булгару.
В судах общей юрисдикции, по оценке Юрия Булгару, большинство споров (примерно 80%) решаются в пользу потребителей. Споры чаще всего касаются качества товаров и некомплектности. При этом большинство пострадавших потребителей не доходят до судов и иногда маркетплейсы этим злоупотребляют.
https://www.comnews.ru/content/225735/2023-04-25/2023-w17/fas-nadavila-sovest-marketpleysov
Директор юридического департамента маркетплейса Lamoda Анатолий Марков считает, что в сфере исков и предостережений неправильно говорить о критической ситуации с маркетплейсами или об отсутствии инструментов для проверки компаний и защиты при выявленных нарушениях.
"Роспотребнадзор обращается в суд с исками в защиту неопределенного круга лиц, а мораторий не работает в довольно большом количестве случаев: например, для компаний с категорией высокого уровня рисков. Кроме того, внеплановая проверка возможна с определенной эскалацией или при наличии решения уполномоченного органа. Например, нужно согласовать такую проверку с прокуратурой при причинении вреда здоровью, также проверки проводятся при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований. Дополнительного регулирования маркетплейсов не требуется", - считает Анатолий Марков. Он сказал, что компания не отмечает роста числа исков и предостережений. Более 90% исков Lamoda, по его словам, получает от недобросовестных потребителей - мошенников и кешбэкеров.
Ozon, "Яндекс Маркет" и "Мегамаркет" не ответили на запрос ComNews.