Россияне 30,6 млн раз воспользовались цифровым профилем в 2023 г.
Об этом сообщил Банк России в отчете за 2023 г. Среди организаций, которые работали с цифровым профилем, - 66 банков, 29 микрофинансовых организаций, восемь страховых организаций, три ОФП, три УК, одна НКО, один НПФ и ГК "АСВ". Организации использовали цифровой профиль для заполнения кредитных анкет, получения кредитов (в том числе ипотечных), страховых услуг (включая оформление полисов ОСАГО и каско), микрозаймов и других услуг.
Цифровой профиль гражданина и юридического лица - система единого "окна" данных о человеке, полученных из электронных баз различных ведомств. В основе профиля - Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), через которую работает портал "Госуслуги". "Он позволяет при желании и с согласия человека или организации дистанционно передать сведения для получения государственных и коммерческих услуг, банковских продуктов", - объяснил представитель пресс-службы Минцифры ComNews.
К передаваемым сведениям относятся данные паспорта, СНИЛС, ИНН и др.
Эксперимент по использованию цифрового профиля начался в 2020 г. и продлится до конца 2025 г. Сервис запустили Центробанк и Минцифры.
Популярность цифрового профиля выросла в 2023 г.: в прошлом году им воспользовались 30,6 млн человек, а в 2022 г. - 15,3 млн. При этом в 2021 г. показатель составил 7,6 млн, а в 2020 г. - 1,6 млн.
В 2023 г. список финансовых организаций, предоставляющих услуги с использованием цифрового профиля, значительно расширился: 112 в 2023 г. по сравнению с 65 по итогам 2022 г. Представитель пресс-службы Банка России рассказал ComNews, что более 100 организаций находятся на разных этапах подключения к цифровому профилю физического лица, более 15 - к цифровому профилю юридического лица. В 2024 г. будет расширен перечень финансовых услуг, которые можно будет получить с использованием цифрового профиля физического лица.
С марта 2023 г. финансовые организации могут использовать профиль для получения сведений о юрлицах и ИП. На конец 2023 г. для предоставления финансовых услуг бизнесу цифровой профиль применяли одна кредитная организация и одна страховая компания, через него доступно семь сведений.
"В 2024 году планируется уделить особое внимание развитию Цифрового профиля юридического лица, расширить перечень сведений ЮЛ и ИП для разных сегментов финансового рынка, увеличив тем самым аудиторию пользователей дистанционных услуг и сервисов", - рассказал представитель Банка России.
Был расширен перечень сведений в цифровом профиле. Теперь финансовые организации могут получить всего 44 сведения о людях и компаниях. Цифровой профиль расширен 13 новыми видами сведений (1 в цифровом профиле физического лица и 12 в Цифровом профиле юридического лица) от Минэкономразвития России, Минцифры России, ФНС России, Казначейства России, ФСС, и др. Это сведения об инвалидности, из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из единого реестра субъектов МСП, о сумме фактически уплаченных налогов и другие.
"В этом году планируется продолжить работу с указанными органами власти по расширению перечня сведений, доступных финансовым организациями для предоставления услуг", - дал комментарий представитель пресс-службы Банка России.
Безопасен ли цифровой профиль
Телеграм-канал "Финансовая культура - fincult.info" (ресурс Банка России) называет среди преимуществ цифрового профиля экономию времени и "шанс на выгодные условия". Благодаря цифровому профилю не нужно собирать справки из всех ведомств - финансовые организации получат нужные данные быстро и без присутствия клиента в офисе. Также граждане могут получить скидку на услугу за счет снижения затрат на проверку сведений, так как достоверность сведений гарантирована. Заместитель генерального директора и партнер ГК "КОРУС Консалтинг" и основатель платформы Sellty Мария Бар-Бирюкова объясняет, что цифровой профиль позволяет не только сокращать клиентский путь, но и снижать операционные риски и внутренние издержки компаний.
Центробанк утверждает, что финансовые организации получают только данные, которые нужны для предоставления услуги. Данные предоставляются только с согласия клиента.
"Сведения из цифрового профиля хранятся в надежных государственных информационных системах и передаются по закрытым каналам связи", -
Директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS Станислав Шилов считает, что цифровой профиль достаточно безопасен для использования. "Это просто агрегация данных, которые хранились и продолжают храниться в отдельных государственных информационных системах. Таким образом, цифровой профиль безопасен настолько же, насколько безопасны исходные системы, к которым он обеспечивает доступ. Опыт последних лет показывает, что их уровень защищенности достаточно высок - ни одной значимой утечки или компрометации данных не произошло", - рассказал Станислав Шилов.
Тем не менее у некоторых пользователей и экспертов возникают вопросы. "Пока есть много вопросов к безопасности работы с данными - особенно сейчас, когда банки начали собирать еще и биометрию клиентов", - считает Мария Бар-Бирюкова.
Доверяют ли россияне цифровому профилю
Пилот стартовал в 2020 г., и с тех пор граждане воспользовались цифровым профилем 55 млн раз. Станислав Шилов из BSS считает, что это немного. "Для сравнения, в среднем в 2023 г. через "Госуслуги" подавалось свыше 48 млн заявлений в месяц - если к этому прибавить еще количество обращений банков и иных финансовых организаций за данными в государственные системы, то число будет больше на несколько порядков", - объяснил Станислав Шилов.
По статистике банка "ДОМ.РФ", клиенты, которые самостоятельно подают заявку и пользуются сервисом цифрового профиля, выходят на сделку на 7-10 дней раньше.
"В 2023 г. 53% ипотечных сделок в банке "ДОМ.РФ" одобрялось через сайт банка. При этом клиенты самостоятельно оставляли заявку и предоставляли свои данные из профиля Госуслуг. В первом квартале 2024 г. доля цифровых заявок на ипотеку уже превысила 90%", - рассказал Олег Комлик, директор подразделения диджитал банка "ДОМ.РФ".