С 2020 г. россияне 55 млн раз воспользовались цифровым профилем - сервисом по взаимодействию между гражданами и банками через "Госуслуги". В 2023 г. его популярность выросла - им воспользовались 30,6 млн раз. Всего 112 финансовых организаций оказывали услуги с помощью цифрового профиля.
Анна
Швецова
© ComNews
02.04.2024

Об этом сообщил Банк России в отчете за 2023 г. Среди организаций, которые работали с цифровым профилем, - 66 банков, 29 микрофинансовых организаций, восемь страховых организаций, три ОФП, три УК, одна НКО, один НПФ и ГК "АСВ". Организации использовали цифровой профиль для заполнения кредитных анкет, получения кредитов (в том числе ипотечных), страховых услуг (включая оформление полисов ОСАГО и каско), микрозаймов и других услуг.

Цифровой профиль гражданина и юридического лица - система единого "окна" данных о человеке, полученных из электронных баз различных ведомств. В основе профиля - Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), через которую работает портал "Госуслуги". "Он позволяет при желании и с согласия человека или организации дистанционно передать сведения для получения государственных и коммерческих услуг, банковских продуктов", - объяснил представитель пресс-службы Минцифры ComNews.

К передаваемым сведениям относятся данные паспорта, СНИЛС, ИНН и др.

Эксперимент по использованию цифрового профиля начался в 2020 г. и продлится до конца 2025 г. Сервис запустили Центробанк и Минцифры.

Популярность цифрового профиля выросла в 2023 г.: в прошлом году им воспользовались 30,6 млн человек, а в 2022 г. - 15,3 млн. При этом в 2021 г. показатель составил 7,6 млн, а в 2020 г. - 1,6 млн.

В 2023 г. список финансовых организаций, предоставляющих услуги с использованием цифрового профиля, значительно расширился: 112 в 2023 г. по сравнению с 65 по итогам 2022 г. Представитель пресс-службы Банка России рассказал ComNews, что более 100 организаций находятся на разных этапах подключения к цифровому профилю физического лица, более 15 - к цифровому профилю юридического лица. В 2024 г. будет расширен перечень финансовых услуг, которые можно будет получить с использованием цифрового профиля физического лица.

С марта 2023 г. финансовые организации могут использовать профиль для получения сведений о юрлицах и ИП. На конец 2023 г. для предоставления финансовых услуг бизнесу цифровой профиль применяли одна кредитная организация и одна страховая компания, через него доступно семь сведений.

"В 2024 году планируется уделить особое внимание развитию Цифрового профиля юридического лица, расширить перечень сведений ЮЛ и ИП для разных сегментов финансового рынка, увеличив тем самым аудиторию пользователей дистанционных услуг и сервисов", - рассказал представитель Банка России.

Был расширен перечень сведений в цифровом профиле. Теперь финансовые организации могут получить всего 44 сведения о людях и компаниях. Цифровой профиль расширен 13 новыми видами сведений (1 в цифровом профиле физического лица и 12 в Цифровом профиле юридического лица) от Минэкономразвития России, Минцифры России, ФНС России, Казначейства России, ФСС, и др. Это сведения об инвалидности, из реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), из единого реестра субъектов МСП, о сумме фактически уплаченных налогов и другие.

"В этом году планируется продолжить работу с указанными органами власти по расширению перечня сведений, доступных финансовым организациями для предоставления услуг", - дал комментарий представитель пресс-службы Банка России.

Безопасен ли цифровой профиль

Телеграм-канал "Финансовая культура - fincult.info" (ресурс Банка России) называет среди преимуществ цифрового профиля экономию времени и "шанс на выгодные условия". Благодаря цифровому профилю не нужно собирать справки из всех ведомств - финансовые организации получат нужные данные быстро и без присутствия клиента в офисе. Также граждане могут получить скидку на услугу за счет снижения затрат на проверку сведений, так как достоверность сведений гарантирована. Заместитель генерального директора и партнер ГК "КОРУС Консалтинг" и основатель платформы Sellty Мария Бар-Бирюкова объясняет, что цифровой профиль позволяет не только сокращать клиентский путь, но и снижать операционные риски и внутренние издержки компаний.

Центробанк утверждает, что финансовые организации получают только данные, которые нужны для предоставления услуги. Данные предоставляются только с согласия клиента.

"Сведения из цифрового профиля хранятся в надежных государственных информационных системах и передаются по закрытым каналам связи", - сказано в телеграм-канале "Финансовая культура - fincult.info". Авторы канала добавляют, что безопасность финансов зависит и от пользователя: нельзя никому сообщать логин и пароль от профиля на "Госуслугах", лучше установить двухфакторную идентификацию.

Директор по развитию продуктов Центра цифровых решений для бизнеса компании BSS Станислав Шилов считает, что цифровой профиль достаточно безопасен для использования. "Это просто агрегация данных, которые хранились и продолжают храниться в отдельных государственных информационных системах. Таким образом, цифровой профиль безопасен настолько же, насколько безопасны исходные системы, к которым он обеспечивает доступ. Опыт последних лет показывает, что их уровень защищенности достаточно высок - ни одной значимой утечки или компрометации данных не произошло", - рассказал Станислав Шилов.

Тем не менее у некоторых пользователей и экспертов возникают вопросы. "Пока есть много вопросов к безопасности работы с данными - особенно сейчас, когда банки начали собирать еще и биометрию клиентов", - считает Мария Бар-Бирюкова.

Доверяют ли россияне цифровому профилю

Пилот стартовал в 2020 г., и с тех пор граждане воспользовались цифровым профилем 55 млн раз. Станислав Шилов из BSS считает, что это немного. "Для сравнения, в среднем в 2023 г. через "Госуслуги" подавалось свыше 48 млн заявлений в месяц - если к этому прибавить еще количество обращений банков и иных финансовых организаций за данными в государственные системы, то число будет больше на несколько порядков", - объяснил Станислав Шилов.

По статистике банка "ДОМ.РФ", клиенты, которые самостоятельно подают заявку и пользуются сервисом цифрового профиля, выходят на сделку на 7-10 дней раньше.

"В 2023 г. 53% ипотечных сделок в банке "ДОМ.РФ" одобрялось через сайт банка. При этом клиенты самостоятельно оставляли заявку и предоставляли свои данные из профиля Госуслуг. В первом квартале 2024 г. доля цифровых заявок на ипотеку уже превысила 90%", - рассказал Олег Комлик, директор подразделения диджитал банка "ДОМ.РФ".

Новости из связанных рубрик