Дмитрий
Звигин

руководитель отдела логистики ООО "Комфортел"
© ComNews
13.03.2024

Сегодняшний герой - Дмитрий Звигин, руководитель отдела логистики компании "Комфортел" с трехлетним стажем, начал свой путь в сфере логистики 20 лет назад, в телеком-отрасли с 2016 года. Мы поговорили о трансформации транспортно-логистической отрасли, об оптимизации внутренней работы и о принципах построения современной профессиональной структуры.

Что собой представляет логистика? Как изменилась эта отрасль за последние пять лет?

Ранее логистику воспринимали как корпоративный амбар, но на самом деле это не так. Логистика - это важная составляющая успеха компании, это симбиоз профессионалов. Как мне видится, ключевые отделы, такие как менеджеры по закупкам и складской сфере, должны быть тесно интегрированы в общие процессы проектов.

За последние пять лет логистическая отрасль пережила значительные изменения, включая нашу компанию. Прежде считалось, что склад - это задворки компании, в которых работают низкоквалифицированные специалисты.

Нам удалось революционизировать этот взгляд, теперь склад - это негласная витрина "Комфортел". Функции склада расширились, он перестал быть местом просто для хранения товаров, став прозрачной структурой, выступив в роли эффективного инструмента в реализации проектов.

Как выглядит рабочий день директора отдела логистики?

Рабочий день логиста и директора по логистике ненормирован. Мы держим связь с партнерами от Владивостока до Калининграда. Кроме того, компания в 2023 году расширила свое присутствие на Казахстан. Иногда бывают рабочие звонки в пять утра - это обычная ситуация.

Какие приоритеты и задачи стояли перед вами в начале работы в компании?

При реорганизации логистической деятельности мы выделили три ключевые задачи:

  1. оптимизация уровня запасов для более эффективного использования оборотных средств компании;
  2. внедрение автоматизации на складе для повышения производительности и сокращения ручных процессов;
  3. минимизация избыточных перемещений как внутри склада, так и при транспортировке.

Успешно интегрировали программные инструменты, включая систему управления складом (WMS), для согласованной работы отделов закупки и склада.

Есть такой термин - "бережливая логистика". В определенной степени мы реализовали внедрение этого метода.

Не могли бы вы подробнее рассказать о концепции "бережливой логистики"?

Бережливая логистика предполагает закупку именно того количества материалов, которое необходимо в данный момент, чтобы не увеличивать затраты компании.

Однако для успешной реализации этой концепции необходимо учесть два важных условия. Во-первых, логистика должна быть тесно интегрирована в процессы компании, а во-вторых, сотрудники должны полностью осознавать, что происходит в этих процессах, и быть способными самостоятельно оценивать, анализировать и регулировать их.

Какие практические результаты и улучшения уже достигнуты?

Мы отделили складские запасы от проектов, благодаря чему избежали перегрузки на складе. В оптимизации управления запасами оправдала себя и система кросс-докинга. Теперь товары от поставщиков мы получаем в упаковке, идентифицированной для конкретного проекта, за счет чего не производим дополнительного перераспределения с нашей стороны.

За последние три года удалось добиться впечатляющих результатов: грузопотоки оборудования увеличились на 30-35% в год, количество перемещений возросло на 40%, запасы сократились на 45%, а рост оборачиваемости привел к снижению загрузки компании и уменьшению издержек.

Важно отметить, что нам не пришлось увеличивать штат и расширять аренду складских помещений - мы сохранили способность эффективно работать в режиме многозадачности.

Какой тренд 2023 года вы бы назвали самым позитивным и негативным?

Самый позитивный: многие компании поняли, что избыток на складе вреден. У руководства появился приоритет на развитие логистики, особенно в компаниях с внешнеэкономической деятельностью.

Самый негативный: усиление вторичных санкций в 2023 году разрушило привычные логистические цепочки для компаний, связанных с бывшими партнерами за рубежом. Это увеличило временные и финансовые затраты.

Тренды в 2024-м неоднозначны. Сейчас идет переориентация логистических путей с Европы на Восток. Определенно усилится работа именно через Китай, а количество закупок через третьи страны, напротив, снизится.

Идет активная замена уходящих иностранцев российскими компаниями. Какие задачи это добавляет логистической компании?

Это добавляет согласования с техническими службами, так как не все готовы резко изменять компоненты сети и на какого-то другого вендора переходить.

Говорят, что "цифровизация - главный тренд логистики". Что вы на это скажете?

Все это началось с того, что начали внедряться WMS-системы. Эти программные комплексные решения позволили перенести всю организацию с бумаги в онлайн-систему. Финал всего этого - ИИ. Определенные процессы потеряют человеческий облик и перейдут в цифру. Я уже сейчас понимаю, что можно автоматизировать. Например, груз по кросс-докингу уже маркируется всеми необходимыми метками идентификации. Наши работники на складе только контролируют перемещение - больше уже никак не обрабатываем. Этот процесс можно автоматизировать в перспективе.

Какие инструменты позволяют сократить расходы на логистику? И что поможет решить проблемы в будущем?

Логистика сама по себе создана, чтобы сокращать расходы. Мы не видим процессов, которые приведут к сокращению расходов, скорее наоборот - чтобы пройти процесс автоматизации и внедрить новые продукты, необходимы вложения.

Какие ежедневные изменения и вызовы приходится преодолевать логистическим компаниям сейчас?

В логистике каждый день - это определенный вызов. Мы решаем вопросы, которые никто не хочет решать. Наш отдел уже плотно интегрировался в процессы компании и близок к тому, чтобы увеличить степень участия в проектных решениях компании.

Как часто происходят внутренние изменения в работе?

Логистические процессы построены под нужды компании, мы их меняем, только когда появляются новые направления. Мы немного опередили компанию в развитии. Какие-то предложения отклонялись, какие-то принимались, но я человек терпеливый и гну свою линию. Все видят, что логистика работает, и к ней нет вопросов.

Что может стать драйвером развития отрасли в 2024 году?

Нужно продолжать работу с партнерами, чтобы они переносили свои производственные мощности к нам в страну.

В последний год многие компании столкнулись с проблемой нехватки персонала. Как у вас обстоят дела с кадрами?

В компании конкурентная заработная плата, а в системе мотивации предусмотрены бонусы. У нас в почете адекватное руководство и профессиональное мастерство.

Благодаря этим мерам у нас один из самых стабильных отделов.

Человеку с определенной базой потребуется минимум год, чтобы показать себя как специалиста (три месяца испытательного срока - это условная цифра). Я вырастил не одно поколение и каждый раз отдаю частичку себя, поэтому, наверное, и старею раньше.

Какой главный принцип лежит в основе построения вашей команды?

Профессиональная структура - это люди и их знания, а структура процессов - это отображение того, что происходит на самом деле. Успех компании зависит от способности самого слабого звена. Во многих структурах компаний кладовщик является сухой рабочей силой большого локомотива и буквально последним человеком, который может обнаружить ошибки, допущенные инженерным составом.

Наш кладовщик может проанализировать ситуацию, выявить неточности и вступить в диалог с руководством.

Такой принцип в работе следует развивать и дальше. Ведь если каждый сотрудник вовлечен в процесс и знает, что, как и зачем делается, то каждое его действие будет способствовать общей стратегической цели.

Опишите образ кандидата, которого вы хотите видеть в своем отделе. Какими качествами, навыками и умениями он должен обладать?

Любопытство, заинтересованность, внимательность, а также зрительная память - все эти качества важны для кандидата. Зрительная память, кстати, обычно приходит через руки.

"Недостаточно просто закупать, важно понимать, что ты приобретаешь, уделять внимание деталям. Купил что-то новое? Загляни на склад, пощупай товар, изучи его".

Особо ценим умение задавать вопросы. Я пришел в телеком-логистику, работая до этого в компании по производству косметики. Логистические процессы, по сути, везде схожи, и знание продукта не всегда обязательно. Но интересно же… В "Комфортел" пришел уже в зрелом возрасте и все равно бегал за своим руководителем, как школьник, - задавал вопросы.

В чем заключается нестандартность отдела логистики в "Комфортел"?

Нам предоставляют полный карт-бланш и возможность использовать все доступные инструменты. Наш подход к сотрудникам, к процессу реализации проектных решений - это все нестандартно.