Стартапы против дефицита ИБ-кадров
Директор по обучению клиентов и партнеров ПАО "Группа Позитив" (Positive Technologies) Юлия Данчина на пресс-конференции "Кибербезопасность в 2023-2024 гг.: тренды и прогнозы" оценила дефицит кадров в ИБ-отрасли на уровне 100 тыс. человек. По ее оценкам, сфера образования выпускает за учебный год около 10 тыс. специалистов, причем 60% из них - с высшим образованием и 40% - со средним специальным. Как заявила Юлия Данчина, для преодоления кадрового голода нужно готовить как минимум втрое больше специалистов. При этом она напомнила, что потребность в кадрах будет расти по мере роста российского ИБ-рынка, который до 2027 г., как прогнозирует Центр стратегических разработок, увеличится в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2022 г.
Юлия Данчина заявила, что система образования в принципе в состоянии обеспечить выпуск специалистов в нужном количестве, но при этом под вопросом остается уровень их знаний и навыков, что является типичной ситуацией в бурно развивающейся отрасли, когда консервативная сфера образования не успевает за потребностями бизнеса. В таких условиях, по ее оценке, следует ожидать бурного развития программ корпоративного обучения как у ИБ-вендоров, так и в различных корпоративных университетах. Также Юлия Данчина видит хорошие перспективы для развития обучения на всяческих EdTech-платформах, в том числе новых.
По каким-то направлениям, как сетуют представители ИБ-компаний, учебные заведения специалистов и вовсе не готовят. Например, на круглом столе "SDL и кадровый голод. Пути решений" открытой конференции ИСП РАН руководитель направления безопасной разработки АО "ИнфоТеКС" Анастасия Калугина среди таких кадров назвала инженеров по безопасной разработке. Юлия Данчина также обратила внимание на него в числе 15 наиболее проблемных, среди которых она назвала также аналитиков SOC, менеджеров разного уровня.
https://www.comnews.ru/content/230540/2023-12-06/2023-w49/1008/vuzy-ne-…
Директор направления "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина обратила внимание на специфику подготовки ИБ-специалистов, связанную с большей, чем в ИТ, ориентацией на получение практических навыков, для чего необходимо строить киберполигоны, в чем направление "Кадры для цифровой экономики" участвует. Кроме того, ИБ-образование, по ее мнению, еще в большей степени, чем ИТ, страдает от устаревших программ и нехватки преподавательских кадров, и в разрешении данных проблем она призвала активно участвовать бизнес.
Прием в вузы на ИТ-специальности (в том числе ИБ), как заявила Юлия Горячкина, составил 120 тыс. студентов. Однако, сославшись на оценку участников рынка, она оценила выпуск вдвое меньше данного показателя. На цифровых кафедрах прошли обучение еще 112 тыс. студентов.
https://www.comnews.ru/content/226717/2023-06-13/2023-w24/cifrovye-kafe…
Юлия Горячкина признала наличие проблемы, которую отрасль назвала "пробка из джунов". По ее мнению, она является следствием секвестра бюджета программ по подготовке кадров, особенно в регионах, и многие из тех, кто хотел получить ИТ-специальность, шли на разного рода краткосрочные курсы, но те, кто из закончил, не смогли удовлетворить потребности бизнеса. Впрочем, согласно опросу студентов профильных (ИТ и ИБ) вузов, который озвучила Юлия Горячкина, каждый пятый сетовал на отсутствие или недостаток практического опыта. С другой стороны, по результатам того же опроса, более половины студентов к окончанию срока обучения получат практический опыт. Юлия Горячкина также подчеркнула то обстоятельство, что востребованный рынком уровень квалификации (middle или senior) можно получить, лишь имея высшее образование.
https://www.comnews.ru/content/230595/2023-12-08/2023-w49/1008/it-rynke…
Директор по аналитике АНО "Цифровая экономика" Карен Казарян назвал единственным резервом повышение производительности труда ИТ и ИБ. Он подчеркнул то обстоятельство, что Россия входит в период "демографической ямы" и количество потенциальных абитуриентов, а затем и специалистов будет снижаться по естественным причинам, в итоге возможностей для экстенсивного роста просто не останется.