Руслан Киричек, руководитель первой рабочей группы центра компетенций разработки по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения "Беспилотные авиационные системы" (ЦКР БАС), подвел первые итоги работы структуры.
Анна
Швецова
© ComNews
11.12.2023

Об итогах работы он рассказал на XIII международном форуме "Арктика: настоящее и будущее". Всего в ЦКР БАС пять рабочих групп. Руслан Киричек возглавляет первую, которая занимается программно-аппаратными комплексами для управления беспилотниками (навигация, идентификация, связь).

О создании ЦКР БАС под эгидой Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ стало известно весной 2023 г. По словам Руслана Киричека, в работе ЦКР БАС также участвуют Министерство транспорта РФ и Министерство промышленности и торговли РФ. Структура организована для создания отечественных аналогов беспилотников.

Различные ЦКР создаются с 2022 г., после того как председатель правительства Михаил Мишустин дал соответствующее поручение на июньской конференции "Цифровая индустрия промышленной России".

В рамках деятельности первой рабочей группы создана типовая функциональная схема программно-аппаратной проработки БАС, типовая схема и состав участников обмена между функциональными компонентами БАС различного типа, определен каталог продукции, выпускаемой российскими производителями, проанализированы системы идентификации БАС (включая технологии на основе АЗН-В, мобильных сетей, спутниковых сетей и сетей интернета вещей), проработаны вопросы применения российских SIM при разработке бортовых устройств БАС, разработан макет бортового устройства идентификации и связи с использованием сетей мобильной радиосвязи и системы идентификации на основе DOA, подготовлены предложения по реализации систем идентификации и маркировки.

"Выработаны системы управления БАС, которые включают не только управление с помощью прямого канала "точка-точка", но и с использованием инфраструктуры мобильных операторов связи и инфраструктуры низкоорбитальной спутниковой группировки. "Наиболее важным компонентом системы является обеспечение бесшовной связи: когда беспилотник может выполнять задачи на любой территории, используя спутниковые каналы связи, как это делается с помощью группировки Starlink", - рассказал Руслан Киричек. В настоящее время группировки предоставляют ООО "Бюро 1440" и ООО "Спутникс".

После анализа 50 моделей беспилотников самолетного, вертолетного и квадрокоптерного типов составлены типовые схемы функциональных модулей программно-аппаратных комплексов компоновки БАС. Данные переданы в Минцифры, Минпромторг и Минтранс.

Он добавил, что группа решает задачу по идентификации беспилотных воздушных судов с использованием технологии LoRa, которая позволяет взаимодействовать со спутниковой группировкой.

https://www.comnews.ru/content/226691/2023-06-09/2023-w23/gosudarstvo-vozmet-pod-usilennyy-kontrol-otrasl-bespilotnikov

Руслан Киричек отметил сложность с возможностью управления каналами связи от первого лица - здесь много нерешенных задач. "Задачи связаны с сетевыми задержками, потому что внесение коррективов в задачи спутников вызывает колоссальные задержки - от 500 миллисекунд и более. Применяя механизм агрегации, интеллектуального сжатия, предсказания можно снизить время задержек, чем и занимается в настоящее время группа", - объяснил Руслан Киричек.

Вторая рабочая группа работала над нормативно-правовой базой. В результате группа сформировала нормативный ландшафт БАС, подготовила около 30 документов, которые передала для дальнейшей проработки в Росстандарт. На законодательном уровне требуется определить меры поддержки отрасли, подготовку национальных стандартов в части разработки, сформировать нормативную базу для создания цифровой платформы, утвердить систему сертификации беспилотников и др.

Станислав Симанов, старший научный сотрудник отдела робототехники НИЦ ПТ и ПА МЧС России, отметил, что нет единой законодательной базы по беспилотникам: "В ГОСТе Р 54344-2011 они обозначены как "техника пожарная", "робототехнический комплекс для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения". Любую технику можно подогнать под это определение". Он добавил, что нормативно-правовую базу по беспилотника надо смотреть в отраслевых документах.

https://www.comnews.ru/content/228540/2023-09-01/2023-w35/bespilotniki-priblizhayutsya-k-finishnoy-pryamoy

Третья группа работала над цифровыми платформами для управления разработкой, сертификацией. Главная задача группы состоит в том, чтобы полный жизненный цикл БАС синхронизировался на единой платформе.

Четвертая группа работала над цифровыми симуляторами для обучения персонала. К 2030 г. президент РФ поручил подготовить 1 млн операторов беспилотных авиационных систем. Руслан Киричек объяснил, что подготовка оператора - долгая процедура, а первый запуск обычно заканчивается падением БАС. Поэтому и нужны симуляторы.

Однако отечественных симуляторов с полным функционалом нет. И зарубежные аналоги не покрывают все нужды: они либо не отображают качественную графику, либо не воспроизводят "физику", либо не имитируют полет с нагрузкой. Группа предлагает создать отечественный симулятор, закрывающий все нужды, - участники подготовили техническое задание на разработку, сформулировали требования к аппаратам.

Руслан Киричек добавил, что формируется программа подготовки в школах, колледжах и университетах - в результате ученики могут получить разряд. В некоторых университетах уже ведется подготовка операторов. Также проходят гонки дронов, которые Минспорт признал видом спорта.

Пятая группа занималась решениями по безопасности и противодействию противоправному применению беспилотников. Разработана модель угроз и нарушителей БАС, подготовлен типовой документ архитектуры программно-аппаратных комплексов обнаружения, мониторинга и противодействия противоправному применению, проект (ГОСТ) требований по безопасной разработке программного обеспечения программно-аппаратных средств.

Новости из связанных рубрик