Сообщество российских ИТ-директоров признало, что технологический суверенитет страны до сих пор остается мечтой и попытки догнать глобальный рынок приводят к нарастанию отставания. Причины этого - в избыточности отечественных ИТ-продуктов в отдельных сферах, неспособности заказчиков договариваться друг с другом и растущем кадровом дефиците.
© ComNews
26.09.2023

Выступая на XVII конгрессе ИТ-директоров "Подмосковные вечера", который проходит 25-26 сентября, старший вице-президент по ИТ ПАО "Ростелеком" Кирилл Меньшов прямо высказался о технологическом суверенитете: "Давайте честно признаем: король-то голый. При этом сложность мира с каждым годом увеличивается, и не факт, что, догоняя, мы приближаемся к остальному миру, а не отстаем от него". Причину этой ситуации Кирилл Меньшов видит в "патологической неспособности кооперироваться" российских ИТ-разработчиков и заказчиков. "Каждая крупная отраслевая компания спокойно нанимает в штат сотни и тысячи айтишников, утверждая, что не может найти на рынке готовые продукты, - подчеркнул CIO "Ростелекома". - У нас в России есть четыре мобильных операционных системы, 18 систем виртуализации! И пока мы не поймем, что с этим багажом не можем взлететь, что каждый год мы отдаляемся от цифрового суверенитета, ничего не изменится".

С этим согласен и управляющий партнер ООО "Ф-Плюс оборудование и разработки" (Fplus) Алексей Мельников: "В России есть три разработчика систем хранения данных (СХД), а рынка хватает только на одного. Среди отечественных мобильных операционных систем самой продвинутой является "Аврора" - кто мешает утвердить ее в качестве национального стандарта? А что стоило еще в 2014 г. издать директиву о том, чтобы системообразующие банки, ФНС, "Госуслуги" разработали приложения под ОС "Аврора"?"

Директор Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов вторит: "Нужно преодолеть сепаратизм на ИТ-рынке. Для двух офисных пакетов ("МойОфис" и "Р7-Офис" - прим. ComNews) российского рынка хватило, а для остальных программных продуктов - нет. Можно заплатить несколько раз за одно и то же, но разумнее объединять усилия". Возможности такого объединения Кирилл Варламов видит не только в тиражировании продуктов, но и во вложениях в капитал компаний-разработчиков.

Советник директора ФРИИ Дмитрий Алтухов привел положительный пример создания единственного продукта, а не множества альтернатив, - Национальной системы платежных карт (НСПК). "Если бы в 2014 г. не было принято решение делать в России одну платежную систему - НСПК, а не множество, транзакции по банковским картам и иные электронные платежи внутри страны не работали бы", - подчеркнул он. Правда, в этом случае решение о единственной платежной системе принял регулятор финансового рынка - Центробанк РФ.

При этом директор по информационной инфраструктуре ГК "Росатом" Евгений Абакумов не верит, что множество компаний в различных отраслях, с разными собственниками и интересами способны объединить усилия в ИТ. "Мы можем сколько угодно хотеть объединиться, но вопрос в том, кто нас объединит, - заявил Евгений Абакумов. - Демократия тут не работает, и другая крайность - Госплан - тоже неэффективна".

Директор департамента информационного обеспечения МИД России, спецпредставитель министра по вопросам цифровой трансформации Сергей Кирюшин указал на растущие риски при выборе одного разработчика в каждом классе ПО или ИТ-оборудования. "Что если с единственным решением что-то пойдет не так?" - вопрошает он.

Крупные промышленные предприятия в России традиционно подчеркивают, что их задача - не импортозамещение. Эту позицию озвучил Андрей Бадалов, вице-президент ПАО "Транснефть", курирующий вопросы цифровой трансформации, ИТ и автоматизации: "Наша основная задача - обеспечение непрерывности и безопасности бизнеса компании, и именно с этих позиций нужно смотреть, применять ли то или иное решение. И тогда многие вопросы импортозамещения отрегулируются сами собой".

Представители сообщества ИТ-директоров видят и более масштабные проблемы, нежели многократное дублирование ИТ-продуктов и страсть отраслевых корпораций к инсорсинговой ИТ-разработке. "Мы как страна оказались в непростой ситуации, и нам нужно пересматривать многое из того, что делалось долгие годы, - указал Евгений Абакумов из "Росатома". - В частности, придется переосмыслять маршруты сетей связи и расположение дата-центров: скажем, ЦОД на территории Белгородской области теперь смотрится не очень эффективно".

Не меньшим вызовом для отечественного ИТ-сектора является риск сокращения финансирования. "Денег в стране нет. Все компании затягивают пояса: растут акцизы, появляются новые взносы в бюджет на добровольной и полудобровольной основе, и через пару лет денег на развитие ИТ не останется, - предрекает заместитель генерального директора, руководитель блока корпоративных и имущественных отношений ПАО "Интер РАО" Тамара Меребашвили. - Айтишникам придется объединяться в консорциумы, начнется укрупнение и поставщиков решений, и заказчиков. И количество ИТ-продуктов будет уменьшаться".

Отсутствие отечественных аппаратных решений (либо электронно-компонентной базы в них) также вызывает беспокойство участников российского ИТ-рынка, причем речь не только о компьютерной технике. "Можно сколько угодно говорить о серверах и СХД, но есть то, что каждый из нас постоянно держит в руках, - это смартфон или планшет. А в этом сегменте ничего отечественного нет: процессоры - из США или Тайваня, "железо" поставляют Тайвань, Корея и Китай, мобильные ОС и сервисы - США и Китай, встроенные магазины приложений - США, Китай и Корея, - указал Дмитрий Алтухов из ФРИИ. - Пока у нас в руках будут телефоны и планшеты, полностью контролируемые Соединенными Штатами, о технологическом суверенитете говорить не приходится". При этом он отметил, что Россия располагает мобильной операционной системой и за пять-семь лет активных действий обеспечить суверенитет в этом секторе в России можно.

Вместе с тем Дмитрий Алтухов отметил малость российского рынка. "Поэтому нам нужно добавлять рынки дружественных стран, чтобы сообща достичь населения в 1 млрд человек - это позволит России добиться паритета с Китаем, в котором нас не ждут", - предложил он.

Алексей Мельников поведал, что Fplus уже начала привлекать руководителей команд и разработчиков из Китая, Сингапура и арабских стран. "Зря, что ли, китайцы готовили сотни тысяч специалистов?" - грустно пошутил он.

На кадровый дефицит жалуются все ИТ-директора. Тамара Меребашвили прогнозирует скорую нехватку специалистов не только в ИТ, но и в инженерных специальностях. А Кирилл Меньшов к 2030 г. пророчит тотальный дефицит любых сотрудников. "Даже курьер через шесть-семь лет будет стоить столько же, сколько сейчас разработчик 1С", - сказал он. Выход из ситуации кадрового дефицита - и для ИТ-разработчиков, и для заказчиков - все сообщество видит в масштабной автоматизации и глубинной цифровой трансформации.

Новости из связанных рубрик