© ComNews
05.09.2023

Большинство россиян (74%) предпочтут получить государственную услугу
с помощью соответствующих цифровых сервисов. 40% опрошенных
за последний год стали пользоваться ими чаще.

Такие результаты показало исследование, которое провели Аналитический центр НАФИ и Совет по развитию социальных инноваций субъектов РФ при Совете Федерации. В опросе приняли участие 1600 человек старше 18 лет из всех федеральных округов.

В числе основных преимуществ цифровых госуслугреспонденты отметили отсутствие необходимости очного присутствия (55%), высокая скорость получения услуги (39%) и возможность воспользоваться большинством сервисов в одном приложении (35%). По итогам 2022 года Россия вошла в топ-10 стран по уровню цифровизации в системе госуправления, а на Едином портале госуслуг зарегистрировались свыше 100 миллионов граждан .

Но несмотря на стремительное развитие ИТ-решений в государственных сервисах, уровень цифровых компетенций населения остается недостаточно высоким, что ограничивает возможности для максимально эффективного использования внедряемых инноваций.

Получение государственных услуг в формате онлайн — бесспорный тренд российского общества. Большинство россиян (74%) в случае, если им понадобится получить государственную услугу, предпочтут это сделать с помощью соответствующих цифровых сервисов. Выше всего доля лояльных к таким онлайн-инструментам среди граждан в возрасте 25-34 лет (81%), женщин (76%) и россиян с высшим образованием (81%).

Обращаться за получением государственных услуг лично в профильные ведомства продолжают 22% россиян. В основном это люди старше 55 лет (31%).

Исследование НАФИ показало, что в 2023 году интенсивность использования цифровых государственных услуг в России выросла на 40%. В первую очередь
за счет молодежи — пользователей в возрасте от 18 до 24 лет (46%).

В то же время 43% россиян используют цифровые сервисы получения госуслуг
с такой же частотой, как и год назад.

По данным НАФИ, социальное направление возглавляет рейтинг востребованных услуг, которые можно получить с помощью цифровых государственных сервисов. Так, за последний год, 57% россиян воспользовались государственными цифровыми сервисами для получения услуг в сфере здравоохранения.

Далее следуют услуги, связанные с налогами и сборами, например, запись на прием в профильное ведомство или проверка налоговых задолженностей. Их получили онлайн 55% опрошенных. На третьем месте — онлайн-обращение за услугами по социальному обеспечению (43%), оформлению социальных выплат, пенсий или материнского капитала.

Следующую строчку занимают услуги, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством (43%), оформлением паспортов и регистрацией по месту жительства (35%), сервисами МВД и ГИБДД (35%). Наименее активно в нынешнем году используются государственные цифровые сервисы в сферах образования (23%) и культуры (16%).

Отсутствие необходимости очного присутствия (55%), высокая скорость получения услуги (39%) и возможность воспользоваться большинством сервисов в одном приложении (35%) — три ключевые преимущества цифровых госуслуг по мнению россиян.

Также в топ-5 плюсов подобных ИТ-решений входят высокая доступность для широкой аудитории (34%) и возможность получить профессиональную консультации по всем необходимым вопросам онлайн или по телефону (24%).

11% россиян отмечают преимущество онлайн-формата в связи с низкими финансовыми издержками для пользователя, еще 10% подчеркивают отсутствие риска коррупции при обращении за требуемой услугой "в цифре".

Несмотря на очевидные преимущества, россияне все еще сталкиваются с рядом барьеров к более активному использованию государственных цифровых решений.
Ключевым барьером 43% россиян назвали низкую цифровую грамотность пользователей.

Кроме того, по мнению 31% опрошенных от использования подобных сервисов может остановить сложность самостоятельного освоения услуги без очной консультации.

Еще 30% россиян считают, что барьером может стать неуверенность в безопасности хранения персональных данных и общая низкая осведомленность о функциях и возможностях цифровых госуслуг.

Галина Карелова, Заместитель Председателя Совета Федерации: "Государственные цифровые сервисы и ИТ-решения динамично развиваются, повышая доступность и удобство получения услуг для широких групп населения. Однако мы наблюдаем, что цифровая трансформация подчас движется быстрее, чем процесс развития соответствующих компетенций у самих пользователей. В связи с этим необходимо усилить информирование, граждан, особенно старшей возрастной категории, направленное на повышение цифровой грамотности граждан. Считаю, что это будет способствовать не только увеличению числа активных пользователей, но повышению эффективности внедряемых технологий".

Новости из связанных рубрик