Сервисный подход ускоряет импортозамещение
По данным исследования "Корпоративные системы хранения данных в России 2022", 57% опрошенных компаний пользовались только on-prem оборудованием. В производственной сфере удельный вес облачных скептиков достигал 77%. Вместе с тем, аналитики проявляли существенно больше оптимизма, несмотря на проблемы с поставками оборудования, кадрами и высоким ростом цен на услуги.
https://www.comnews.ru/content/219229/2022-03-14/2022-w11/nad-rossiey-r…
Но ситуация меняется. На круглом столе "От аналогового к цифровому рабочему месту сотрудника", который прошел в рамках конференции ЦИПР 2023, его участники поделились опытом перехода на российские технологии. Это сложная задача, которую невозможно решить с наскока, если речь идет о крупной территориально распределенной инфраструктуре. Тут проблемы могут возникать и там, где отсутствует специфичное ПО, перенос которого на другую программно-аппаратную платформу если не невозможен, то затруднен.
Технический директор "Ростелеком-ЦОД" Алексей Забродин заявил, что текущая ситуация будет способствовать росту использования сервисов. По его мнению, для этого существуют три предпосылки: рост неопределенности, делающий бессмысленным долгосрочное и даже среднесрочное планирование, ограниченность ресурсов и усиление требований регуляторов. При этом поставщик услуг, как подчеркнул Алексей Забродин, уже перед запуском сервиса решил целый спектр задач, от интеграции сервисов от разных вендоров до сертификации их у регуляторов.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Александр Албычев рассказал об опыте использования IP-телефонии из облака "Ростелекома" на 40 тыс. рабочих мест по всей стране. "Только в Москве применяется on-prem-оборудование от "ИскраУралТел", пользователями которого является лишь около 10% сотрудников ведомства. Главным мотивом для использования облачного решения стала экономия средств, и эти ожидания полностью оправдались", - сообщил он.
Начальник департамента информатизации ОАО РЖД Кирилл Симеон поделился опытом применения технологий VDI и тонкого клиента, которые отработаны еще во времена пандемии: "При этом вся инфраструктура развернута в частном облаке компании. Применение данной технологии позволило "продлить жизнь" устаревшим клиентским рабочим местам и запускать практически любые приложения на ПК с процессорами "Байкал", производительность которых оставляет желать много лучшего".
Руководитель направления информационных технологий департамента цифровой трансформации госкорпорации "Ростех" Антон Поликарпов назвал стандартизацию, сервисный подход и единое цифровое пространство основными краеугольными камнями подхода к информатизации и цифровизации в госкорпорации, которая объединяет 800 компаний. "Применение такого подхода позволило многократно ускорить строительство и поддержание в работоспособном состоянии всей ИТ-инфраструктуры", - уверен он.
Что касается непосредственно импортозамещения, то в "Ростехе", как рассказал Антон Поликарпов, пришли к формированию замены раннее используемых зарубежных продуктов на стеки из российских решений. Завершить формирование таких стеков планируется уже в III квартале 2023 г. Главной сложностью, по оценке Антона Поликарпова, является кадровый голод и дефицит опыта.
Кирилл Симеон назвал основным препятствием для импортозамещения, помимо размеров компании, большое количество разнотипных рабочих мест, причем среди них те, где применялось только офисное ПО, находятся в явном меньшинстве: "Широко используется довольно специфическое производственное ПО, которое портировать под российские системы сложно, а то и невозможно. Однако значительную часть ПО для Windows удалось заставить работать с помощью wine".
Александр Албычев призвал находить другие пути, а не идти по привычным сценариям. "В Федеральном казначействе, например, после перехода на "Р7 Офис" обработку данных перенесли из табличного процессора в систему BI. Это позволило не только не потерять в производительности, но и повысить скорость и качество обработки информации", - сообщил он.