Реальные активы к 2030 году токенизируют на $16 трлн
"Самый главный тренд, который мы наблюдаем, - это рост интереса к токенизации. В ближайшие 5-10 лет мы будем видеть, как растет токенизация реальных активов. По сведениям ВCG (Boston Consulting Group, входит в консалтинговую "большую тройку" - прим. ComNews), к 2030 г. этот рынок будет оцениваться в $16 трлн, это 10% мирового ВВП", - заявил директор лаборатории блокчейн "Сбера" Александр Нам на II Ежегодном саммите по криптовалютам и блокчейн-технологиям (Crypto Summit 2023). В числе основных драйверов рынка в России он называл банки и фондовый рынок, поскольку активнее всего пока токенизируются ценные бумаги.
В России, да и в остальном мире, рынок токенизированных активов пока не сформирован, считает финансовый эксперт, один из создателей платежной системы "Рапида" Виктор Насочевский. "В связи с этим перспективы огромные. В числе основных факторов, способных благотворно повлиять на развитие рынка токенизированных активов, можно назвать стабильность и открытость финансовой системы, а также благоприятную среду для стартапов", - сказал он, воздержавшись от конкретных прогнозов.
Эксперт в области DeFi (децентрализованные финансы) экономики и цифровых финансовых инструментов Вячеслав Благирев ожидает, что объем российского рынка цифровых финансовых активов (ЦФА) к 2030 г. составит 30 трлн руб. На данный момент, по оценке эксперта, его объем составляет не более 20 млрд руб.
"Думаю, что Россия с точки зрения регулирования ушла далеко вперед, внедрив понятие ЦФА и УЦП (утилитарные цифровые права - прим. ComNews), поэтому у нас есть большой шанс в целом возглавить движение по токенизации в мире", - отметил эксперт.
Насколько активно будет проходить токенизация активов в стране, главным образом будет зависеть от налогового законодательства, в частности, от того, будет ли формироваться НДС на товар или нет, добавил он.
Основатель телеграм-канала "Все о блокчейн, мозге и Web3.0" Ани Асланян пояснила, что в законе о ЦФА прописано, что такой актив представляет собой право на платежное требование (например, на долю во владении компанией или на передачу ценных бумаг). "Получается своего рода контейнер права. Сам этот контейнер освобожден от НДС, но вот предмет, который помещается в контейнер, - не всегда. Это зависит от его роли: если он помещается в контейнер как залог, то НДС нет, если как предмет поставки, то все зависит от того, облагается ли налогом сам предмет. То есть в случае с предметом поставки НДС переходит на токен от самого предмета", - пояснила эксперт, добавив, что это создает невыгодные условия для токенизации в таких секторах, как недвижимость и сельское хозяйство.
Она напомнила, что Банк России пока зарегистрировал пять платформ, которые могут выпускать ЦФА: Atomyze, одним из инвесторов которой является компания "Интеррос" Владимира Потанина, финтех-компанию Lighthouse, "Сбер", Альфа-банк, "Мастерчейн" (создана Ассоциацией "ФинТех" совместно с Банком России). Все платформы и операции с ЦФА работают на базе технологии распределенных реестров, которая гарантирует неизменность данных. "Все платформы все равно выпускают реальные акции и используют токен как сторонний электронный идентификатор права владения базисным активом. Такое структурирование ведет к тому, что система учета базисных активов не меняется и не автоматизируется, а площадки не могут реально выпустить акцию или облигацию на блокчейне", - добавила Ани Асланян.
Член экспертного совета Российской ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Валерий Петров считает, что ЦБ необходимо приложить усилия для развития массового сегмента рынка. "Для России это особо актуально в условиях санкций, когда доступ к традиционным долларовым и евро-активам существенно ограничен и доверия к ним нет. Запуск альтернативных инструментов на базе ЦФА помог бы существенно повысить инвестиционную привлекательность как ряда российских компаний, так и страны в целом", - сказал он, отметив, что пока темпы внедрения токена в российскую экономику считает недостаточно высокими.