Рост цен - издержка импортозамещения
Наиболее активно поднимали цены вендоры ИБ-продуктов. Согласно исследованию, проведенному "РТК-Солар", с подобного рода проблемами сталкивалась половина заказчиков, а еще 10% указывали, что поставщики отказывались гарантировать сроки поставок.
Причины данного явления, по оценке участников конференции "Импортонезависимая кибербезопасность в России: мифы и реальность", многогранны. По оценке заместителя генерального директора "Гарда Технологии" Рустэма Хайретдинова, основной причиной явился дефицит на рынке, который образовался в ряде ниш, где доминировала зарубежная продукция и предложение от российских вендоров было ограничено или отсутствовало. Тут, по мнению директора по развитию продуктового бизнеса Positive Technologies Эльмана Бейбутова большую позитивную роль сыграло Минцифры, которое выявляло такие лакуны и способствовало тому, чтобы они как можно быстрее наполнялись. Сыграл свою роль, по мнению Рустэма Хайретдинова также рост цен на аппаратные средства, электронную компонентную базу для программно-аппаратных решений и повышение заработной платы разработчиков, которое за 2022 г. составило 30-60%.
Управляющий директор "Лаборатории Касперского" в России и странах СНГ Анна Кулашова обратила внимание, что в целом ряде сегментов, в частности антивирусного ПО, ушли поставщики, которые предлагали продукты по низким, часто очень низким ценам для развивающихся рынков. Также заметно снизилось предложение бесплатных, но при этом довольно функциональных систем. В таких условиях возникала иллюзия роста цен, несмотря на то что оставшиеся игроки цены на свои продукты не повышали.
Как обратил внимание генеральный директор Zecurion Алексей Раевский, даже при отсутствии роста цен на продукцию замена одного решения на другое будет для заказчика серьезным риском. Особенно это касается компаний, которые не относятся к объектам критической информационной инфраструктуры и не подпадают под соответствующие регуляторные нормы. В таких условиях субсидирование приобретения российских продуктов является довольно действенной мерой положительного стимулирования и формирования спроса, которое нельзя недооценивать. При этом получение таких субсидий и грантов не должно быть слишком сложным. Субсидирование вендоров влечет намного больше издержек. И в целом субсидии разработчикам предпочитают не давать, мотивируя это тем, что если дать субсидию какому-то одному игроку рынка, то остальные будут возмущаться.
Что касается Реестра российского ПО, то отношение к нему со стороны игроков рынка ИБ не вполне однозначное. По мнению Эльмана Бейбутова, процедура включения туда новых продуктов как минимум усложнена. Весь процесс занимает до четырех месяцев, что сравнимо со сроками сертификации. По оценке Алексея Раевского, пока от наличия продукта в реестрах зависят налоговые льготы, от такой формы не уйти.
Но для разработчиков продуктов, которые не требуют сертификации, включение в реестры является дополнительной гарантией качества. По мнению директора по маркетингу ООО "Ракета" Дарьи Зубрицкой, реестры помогают выделять надежных и стабильных вендоров ИТ-продуктов, как в части бизнес-устойчивости, так и в части безопасности данных и систем. Включение в реестры, таким образом, является дополнительным подтверждением, что вендор или продукт, действительно, могут использоваться клиентами.
Директор по стратегическому маркетингу "ДоксВижн" Сергей Курьянов считает, что реестры отражают вторую часть процесса импортозамещения - формирование предложения отечественных и "дружественных" заменителей "недружественных" технологий: "Дружба, в частности, отражается в том, что параллельно с Реестром российского ПО ведется реестр евразийского ПО, производимого в странах ЕАЭС. Отечественным - то есть разрешенным к закупке на объекты КИИ - является только ПО, зарегистрированное в Реестре Минцифры. Главными критериями при регистрации являются доля резидентов РФ среди собственников предприятия-производителя и выполнение определенных технических требований, направленных на обеспечение совместимости и импортонезависимости от импортных компонент. Например, для офисного ПО (трактуемого как ПО рабочей станции управленца) является постановление правительства РФ от 23 марта 2017 г. №325 "Об утверждении дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, и внесении изменений в Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных". То, что находится в реестре, разрешается приобретать. На все остальное есть ограничения - например, можно приобретать импортное при отсутствии его аналогов в реестре. При этом требуется предъявлять специальное обоснование. Реестр Минпромторга, который включает в себя оборудование, работает аналогично".
Директор по специальным программам ICL Services Андрей Крехов считает главной функцией реестров вопрос нормативного регулирования рынка, прежде всего госзакупок: "Опираясь на реестры, ведомства сформировали переход на балльную систему определения "российскости" продукции, выпускаемой отечественной промышленностью. Это относится и к деятельности Минпромторга РФ. Но влияние напрямую на эти рынки реестров минимально и скорее носит методологический, рекомендательный, регулирующий характер, и то если это касается государственных закупок или обращений за государственным финансированием - субсидированием".
Конечной фазой процесса импортозамещения должна стать импортонезависимость, которая, по мнению экспертов, является уже состоянием. По мнению Рустэма Хайретдинова, она характеризуется тем, что зарубежные правительства или корпорации не могут использовать ограничения или прекращения поставок тех или иных систем в качестве инструмента давления. Например, отключение от международных платежных систем в 2014 г. было бы полной катастрофой, тогда как в 2022 г. наличие НСПК позволило проводить карточные расчеты внутри страны.
"Главной целью является снизить уязвимость перед политическим давлением от иностранных, недружественных в первую очередь, держав. При этом учитывая период времени и рассчитывая на свои текущие возможности. Например, в гражданском авиастроении это нужно было делать вчера, но сейчас понадобится не менее 7-10 лет, чтобы выйти на реальную независимость от западной продукции, - такую цель считает основной Андрей Крехов. - Таким образом, снижение зависимости России от импорта можно рассматривать как успешное выполнение двух экономических задач, увязывая их также с политическими целями. Во-первых, строительство новых и (обычно) высокотехнологических отраслей, которые помогут России в ее текущем вечном стремлении к модернизации. Сколько мы модернизировали тот же АвтоВАЗ, но по факту имеем перспективы развития китайской продукции под местной маркой. Во-вторых, снижение зависимости от импорта в стратегических областях изолирует Россию от угрозы экономических санкций и торгового эмбарго со стороны геополитических конкурентов и противников".
При этом задача добиться 100%-ного перехода на отечественные решения не ставится. "Целей добиться полной, 100%-ной импортонезависимости нет. Это и не нужно. Нужно добиться уровня импортозамещения, при котором риски снижаются до целевых значений", - уверен Сергей Курьянов.
По мнению Алексея Раевского, тут серьезным препятствием является и ограниченный размер российского рынка. "Тяжелые" системы, которые будут замыкаться на внутреннем рынке, никогда себя не окупят.
А деинтеграция с мировым рынком и вовсе вредна. "Деинтеграция предполагает неучастие и нераспространение знаний и результатов труда на международных рынках. Деинтеграция как раз с высокой долей вероятности может привести к отставанию в различных областях, так как циркуляция и обмен знаниями снизятся", - считает Дарья Зубрицкая.
"Импортонезависимость - не синоним деинтеграции из мирового рынка, хотя бы по той причине, что импортонезависимость будет идти в ногу с экспортом. Так как эффективное развитие через спрос не удовлетворить только на внутреннем рынке ввиду его размера или ограничений. К тому же экспорт диктует потребность и дальнейшее развитие, - уверен Андрей Крехов. - А вот если мы забудем про экспорт, то тогда отставание будет иметь место, так как даже в развитии новой продукции мы будем ориентироваться только на внутренний спрос, который очень маленький, если сравнивать с внешними рынками, и для этого придется скатываться банально в технологическое упрощение, чтобы удержаться со своей продукцией на плаву. То есть импортонезависимость и экспорт - это ключевая связка".
По мнению Сергея Курьянова, деинтеграция - это риск, возрастающий в процессе импортозамещения: "Состоит он в том, что технологии (ПО или оборудование), разработанные в "передовых" странах, окажутся недоступными российским разработчикам. Этот риск реальный, но преодолимый. Можно сделать российские технологии, которые при этом окажутся не хуже, а то и лучше импортных. Не везде, но везде и не надо".
Одним из способов сохранения связей с внешним миром является участие в проектах с открытым кодом. В целом сторонний код, по мнению Рустэма Хайретдинова, используется в 80% ПО. Однако при его использовании возникает немало рисков. По оценке Эльмана Бейбутова, больше всего потенциальных проблем связано с проектами, за которыми стоит один вендор. Если же за проектом стоит сообщество разработчиков, то сложностей меньше. Однако и это, как предупредила Анна Кулашова, не гарантирует отсутствия вредоносных закладок и не отменяет процедур тестирования и контроля.
Сергей Курьянов назвал использование открытого кода сложным вопросом без однозначного решения: "Во-первых, необходимо, чтобы у российского поставщика этого ПО было на российской территории все необходимое для самостоятельной поддержки и развития этого ПО, включая коллектив компетентных специалистов. Во-вторых, необходимо, чтобы лицензия этого ПО допускала его эксплуатацию на всей конституционной территории РФ, включая Крым и другие регионы, вошедшие в РФ. Лицензии на открытое ПО бывают разные, и, как правило, права на их использование являются наследуемыми. Например, вы можете взять открытый код операционной системы и модифицировать ее по своему усмотрению, но распространять ее только по точно такой же лицензии. То есть если, например, география применения лицензии RedHat Linux регулируется Министерством торговли США, то эту оговорку вы должны включать и в вашу собственную лицензию на разработанную вами версию этой ОС".
"Отечественные цифровые решения в области информационной безопасности закрывают порядка 80% потребностей рынка, включая защиту КИИ. Основная проблема отрасли заключается в импортозависимости собственных технических решений. В данный момент мы видим беспрецедентную поддержку отрасли в виде субсидий и грантов, создание механизмов развития индустрии со стороны Минцифры и Минпромторга для достижения необходимого уровня импортонезависимости в целях обеспечения безопасности государства. В обозримом будущем данные решения будут не только закрывать наши собственные потребности, но и могут стать драйвером развития экспорта для нашей страны", - резюмирует исполнительный директор "Кросс технолоджис" Лев Фисенко.