E-commerce ускорился в ИТ
Отрасль электронной коммерции стала локомотивом для всей экономики Рунета. Она продемонстрировала рост по итогам текущего года, несмотря на уход значимых поставщиков и связанное с этим снижение ассортимента. Не менее серьезным вызовом стало и снижение доходов населения.
В ходе круглого стола "Дискуссия E-com-рынка", который прошел в рамках RIW-2022, участники назвали одним из факторов успеха существенное ускорение хода ИТ-проектов в компаниях. Есть примеры, как удавалось внедрить новую программу лояльности за три месяца, тогда как раньше на такой проект уходило около полутора лет. В среднем участники дискуссии оценили темпы ускорения как двукратные.
Генеральный директор и совладелец ООО "Поставщик счастья" Дмитрий Коробицын отметил, что в 2022 г. в компании было очень много внутренних изменений. Текущий год стал завершающим в масштабной трансформации, которая началась в 2020 г. Суть этой трансформации состояла в усилении интеграции с маркетплейсами. На них приходится уже половина общего объема продаж компании. Также приоритет отдается проектам, которые быстрее принесут отдачу. Подход к планированию стал более внимательным, раньше к выделению ресурсов отношение было более небрежным. И в целом ускорение изменений в 2022 г. остро поставило задачу управления проектами. Раньше практически не стояла проблема временной остановки какого-либо проекта, чтобы быстрее решить насущную задачу. И в целом ускорение хода реализации проектов было двукратным, а подключение к маркетплейсам ускорилось в четыре раза.
Директор по ИТ Lime Руслан Домащенко охарактеризовал ситуацию в 2022 г. как "кризис кризисов". Тем не менее компании удалось достичь определенных успехов. Так, удалось выйти на рынок Казахстана, причем не за полгода, как планировалось, а за два месяца. В России меняется формат магазинов и расширяется линейка товаров, и этот процесс будет продолжен за счет обуви и детской одежды. Уход зарубежных конкурентов Руслан Домащенко оценил неоднозначно. В краткосрочной перспективе это хорошо вследствие освобождения их рыночных ниш, но в долгосрочной - плохо, поскольку они являются ориентирами по организации процессов и в целом не дают почивать на лаврах. Что касается ИТ, то также приоритет отдается проектам или даже их элементам, которые приносят максимальный эффект. Также он обратил внимание на повышение цены как ошибок, так и успехов.
Собственник интернет-магазина Jenerkids.RU Виолетта Минина назвала серьезным вызовом 2022 г. кибератаки. Пик их пришелся на февраль-апрель. Причем жертвами атак могли оказаться и маркетплейсы, и обычные интернет-магазины, а устранение последствий могло занимать недели. Управление рисками стало одной из наиболее важных задач, которой приходилось и приходится заниматься бизнесу совместно с ИТ.
https://www.comnews.ru/content/219296/2022-03-17/2022-w11/kiberataka-shryodingera
Много проблем вызвал уход зарубежных ИТ-поставщиков, что сильно сказалось на разработчиках различных решений. Однако миграция на российское решение позволила снять значительную часть сложностей. Также остро встала дилемма: разрабатывать все что нужно внутри или обращаться к интегратору, причем так, чтобы полученное решение проработало долго и принесло компании максимальный экономический эффект.
Генеральный директор Vnukovo Outlet Village Владислав Меркулов назвал главным вызовом уход зарубежных брендов, к продукции которых покупатель успел привыкнуть. Плюс ко всему, на подключение каждого из магазинов уходит довольно много времени и усилий, и при замещении одного бренда другим работу нужно начинать заново. В итоге пришлось пойти на то, чтобы увеличить объем предложения за счет магазинов, которые не представлены в физическом аутлете. И опять же, работы по подключению необходимо было ускорить, и эта задача решена.
ИТ-директор ООО "Колеса даром. РУ" Александр Афанасьев назвал главной задачей, которую пришлось решать в 2022 г., - изменение ассортимента, поиск новых поставщиков и цепочек поставок. В плане ИТ пришлось сконцентрироваться на действительно значимых для бизнеса проектах, прежде всего связанных с улучшением обслуживания пользователей и снижением внутренних издержек. Проекты цифровой трансформации продолжаются, но данный процесс идет не вширь, а вглубь. При этом ИТ стали продолжением бизнеса, за которым и остается принятие решений.