Mailigen в России мимикрирует в Mailganer
Латвийскую компанию Mailigen создали в Риге Артурс Берновскис и Янис Розенблатс, при этом первый стал ее генеральным директором. По данным учредителей, компания появилась в 2009 г., хотя в Регистре предприятий Латвийской Республики датой регистрации Mailigen SIA значится 9 сентября 2013 г. При этом 15 августа 2013 г. Артурс Берновскис учредил в Петербурге ООО "Майлиген.ру", получив 70% его уставного капитала. Оставшиеся 30% долей достались Наталье Подгорецкой, владелице коммуникационного агентства "Директ", которая возглавила российскую "дочку" Mailigen.
В 2013 г. из Белоруссии в Петербург приехала уроженка Полоцка, выпускница Белорусского государственного университета (2005 г., журналистика) и внештатный корреспондент Белорусского телеграфного информационного агентства (2007-2009) Юлия Савицкая, которая в июле 2013 г. стала менеджером по работе с клиентами "Майлиген.ру". В 2015 г. она зарегистрировалась на сайте couchsurfing.com, указав в профиле: "Я хорошенькая и странная. Как [все] сумасшедшие и открытые люди, [я люблю] разговоры до утра, экстремальный отдых, собак и свою работу". Среди стран, в которых ей удалось побывать, Юлия Савицкая указала Латвию, а также Эстонию и Украину.
Неизвестно, благодаря чему - поездке в Латвию, разговорам до утра или рабочим успехам, в августе 2015 г. Юлия Савицкая получила 1,6% долей в ООО "Майлиген.ру". При этом участие Натальи Подгорецкой сократилось до 20%, а Артурс Берновскис закрепил за собой 78,4%. В июне 2016 г. Юлия Савицкая получила кресло генерального директора ООО "Майлиген.ру".
В марте 2017 г. все 100% уставного капитала ООО "Майлиген.ру" перешли в собственность латвийской Mailigen SIA. Это было связано с тем, что в июне 2017 г. Артурс Берновскис по неизвестным причинам покинул Mailigen, хотя, вероятно, не продал долю в нем. Генеральным директором Mailigen SIA стал Янис Розенблатс, а Артурс Берновскис в августе 2017 г. создал в Риге новый стартап - Biohacking.lv.
В январе 2020 г. Юлия Савицкая неожиданно стала владельцем 100% долей ООО "Майлиген.ру", сохранив и пост гендиректора компании. В марте 2020 г. ирландская фирма с эстонскими корнями Pipedrive поглотила Mailigen SIA. Переход ООО "Майлиген.ру" из-под контроля Mailigen к физлицу в России выглядит как вывод этого актива из периметра сделки. Между тем в 2019 г. (год, предшествовавший поглощению) выручка ООО "Майлиген.ру" составила 15,13 млн руб., или €234 тыс. по среднегодовому курсу ЦБ РФ за тот год.
По данным аналитического ресурса B2BHint, в 2019 г. выручка Mailigen SIA достигла €519 тыс., иными словами, доход российской "дочки" превышал 50% выручки материнской компании. Однако ООО "Майлиген.ру" сохранило отношения с Mailigen и при новых владельцах последней. Так как фирма Pipedrive Ireland Ltd являлась разработчиком CRM-системы Pipedrive, "Майлиген.ру" стала продвигать и этот продукт. Правда, в настоящее время "Майлиген.ру" действует под маркой MOSC и, наряду с Pipedrive CRM, предлагает и иные системы взаимоотношений с клиентами, включая AmoCRM и S2 CRM. В 2020 г. выручка "Майлиген.ру" по сравнению с предыдущим годом просела на 40% - до 8,99 млн руб. (а в 2021 г. компания, если верить сервису Kartoteka.ru, и вовсе сдала нулевую отчетность).
1 ноября 2021 г. "Майлиген.ру" огорошила российских клиентов сообщением, что платформа Mailigen закрывает регистрацию для новых клиентов, а поддержка для действующих пользователей будет действовать до 1 ноября 2022 г. Причиной закрытия сервиса Mailigen в этом сообщении названо скорое появление альтернативной разработки Pipedrive - платформы для отправки массовых писем Campaigns by Pipedrive. По информации из того же сообщения, Campaigns by Pipedrive создана "с использованием опыта и наработок Mailigen". Судя по тому, что в сообщении "Майлиген.ру" была фраза: "Если захотите перейти на другую платформу для email-рассылок, мы возьмем все заботы на себя и перенесем данные в целости и сохранности", юридической связи между российской компанией и Pipedrive не существует. На корпоративном сайте mailigen.com ныне указано, что сервис Mailigen предоставляет фирма Pipedrive Ireland Ltd, а хостинг облачного решения Mailigen осуществляют провайдеры Rackspace в Германии и Telia Latvija в Латвии. Сервис Campaigns by Pipedrive появился на рынке буквально в этом месяце, и в сообщениях о нем нет ни слова о Mailigen.
"Майлиген.ру" словно предвидела развитие политических событий февраля 2022 г., еще в ноябре 2021 г. предложив клиентам переход на иные сервисы email-рассылок. 8 апреля 2022 г. Pipedrive объявила о приостановке бизнеса в России и Белоруссии в знак протеста против спецоперации на Украине. 6 июля представитель Pipedrive Яссель Салас сообщил, что компания готова возобновить обслуживание российских и белорусских клиентов после того, как мир и территориальная целостность Украины будут восстановлены.
В настоящее время "Майлиген.ру" предлагает российским пользователям Mailigen перейти исключительно на локальное решение Mailganer, которое поддерживает ООО "Решения для имейл рассылок". Несмотря на схожее до степени смешения название, Mailganer появился еще в 2015 г. Тогда его запустило ООО "Маилганер", зарегистрированное (как и "Майлиген.ру") в Петербурге. Компанию "Маилганер" создал и возглавил Даниил Кожемякин, а в ноябре 2016 г. позицию президента ООО "Маилганер" заняла Елена Кожемякина. В июне 2019 г. Даниил Кожемякин как единственный участник принял решение о ликвидации ООО "Маилганер", а ликвидатором общества стала Елена Кожемякина. В ноябре 2019 г. ФНС ликвидировала ООО "Маилганер" и удалила из ЕГРЮЛ.
В 2018 г. выручка ООО "Маилганер" составила 5,74 млн руб., в 2017 г. - 5,14 млн руб., а в 2016 г. - 2,35 млн руб. При этом в 2017 г. компания показала чистый убыток в размере 872 тыс. руб., а в 2018 г. - чистую прибыль 620 тыс. руб. В 2019 г. "Маилганер" не сдала налоговую отчетность.
ООО "Решения для имейл рассылок" (РдИР), к которому перешел сервис Mailganer, создано в июне 2019 г. - через 10 дней после решения Даниила Кожемякина о ликвидации ООО "Маилганер". Единственным учредителем РдИР выступила Елена Кожемякина, которая стала также генеральным директором этой компании (и по сей день ее возглавляет). Как следует из данных сервиса Kartoteka.ru, за все прошедшие годы (включая 2021 г.) ООО "РдИР" сдавало нулевую налоговую отчетность. Среднесписочная численность персонала РдИР - один человек (вероятно, это сама Елена Кожемякина).
На корпоративном сайте РдИР опубликован текст соглашения о переходе с платформы Mailigen на платформу Mailganer. В этом документе, в частности, сказано: "В связи с прекращением работы платформы Mailigen между Mailigen и Mailganer заключено соглашение о переводе заинтересованных пользователей с платформы Mailigen на платформу Mailganer, предоставляющую аналогичный сервис". Всем пользователем Mailigen, у которых оплаченный период по лицензионному договору с Mailigen составляет менее шести месяцев (с даты принятия соглашения), Mailganer гарантирует сохранение прежних тарифов еще на полгода. После этого срока РдИР будет оказывать услуги уже по тарифам Mailganer.
Представители Mailganer и Mailigen пообещали предоставить ComNews комментарии, но не смогли этого сделать. На каких условиях "Майлиген.ру" передает клиентскую базу в Mailganer - неизвестно.
Представитель сервиса email-рассылок "ДашаМейл" (DashaMail) поделился с корреспондентом ComNews оценкой объема российского рынка email-рассылок: около 2,5 млрд руб. По мнению "ДашаМейл", этот показатель будет оставаться на таком же уровне в ближайший год из-за ухода ряда крупных зарубежных компаний (пользователей рассылок) и общих прогнозов по снижению ВВП в России. "Однако этот негативный эффект компенсируется ростом проникновения email-инструментов и большим акцентом на работу с постоянными клиентами, в том числе на фоне исчезновения маркетинговых инструментов от компаний Google и Meta (признана экстремистской). Поэтому мы ожидаем, что в 2023 г. общий объем рынка email-рассылок вновь начнет расти", - прогнозирует он.
По оценкам "ДашаМейл", доля Mailigen в РФ была небольшой. "Сервис Builtwith находит всего около 550 сайтов в России, которые его использовали. Для сравнения, данные по сервису Unisender там же - более 5300 сайтов. Поэтому говорить об ущербе российским пользователям из-за ухода Mailigen не стоит. Значительно драматичнее был уход сервисов MailChimp, SendPulse и eSputnik в марте этого года, - комментирует представитель "ДашаМейл". - DashaMail - полностью российский сервис и достойный аналог зарубежных ESP (email service provider), к тому же соответствующий требованиям ФЗ-152 о персональных данных. У нас есть ряд клиентов, перешедших с Mailigen, и мы готовы продолжать помогать российским компаниям справляться с санкциями и предоставлять качественную платформу по доступной цене, независимо от того, с какого зарубежного сервиса они мигрируют: MailChimp, Getresponse, eSputnik, SendPulse, Mailerlite, Mailigen или других".
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын оценивает долю рынка Mailigen в РФ в 8%. "Сумма ущерба в рублях от ее переноса незначительна, поскольку и сам рынок email-рассылок занимает не очень большую долю рынка интернет-рекламы, а игроков много. Но разумеется, с переносом сопряжены и неудобства, и затраты времени менеджеров рассылок", - прокомментировал аналитик.
Независимый эксперт на рынке ИТ и телеком Вадим Плесский считает, что сервисы email-рассылок - это "уходящий поезд", прошлое. "Разумеется, компании, разрабатывающие и поддерживающие такие сервисы, будут утверждать обратное. Но тем не менее этот так - массовые email-рассылки носят характера спама, и большинство почтовых сервисов сразу фильтруют такие письма, помещают их в папку "Спам". Эффективность почтовых рассылок также крайне мала. Даже если пользователь увидел письмо после всех фильтров, желания открыть его, как правило, у него не возникает. Отсюда и громкие, кричащие заголовки ("Все на большую распродажу", "Кредит наличными на авто", "Николай, за 1 минуту бонусы без покупок" и т.п.), их делают в попытке хоть как-то заставить пользователя открыть письмо, - объясняет эксперт. - Современный формат коммуникации с пользователями - это сообщения в мессенджере или пуш-сообщения (пуш-уведомления) на мобильном устройстве или десктопе. Ряд зарубежных сервисов email-рассылок уже начал движение в этом направлении и предлагает интегрированные сервисы email-рассылок и отправки пуш-сообщений. Но возникает вопрос - если создатель веб-сайта или мобильного приложения уже зарегистрирован как разработчик Google и/или Apple и использует сервисы Google FCM (Firebase Cloud Messaging) и Apple APNS (Apple Push Notification Services), то зачем ему посредник в виде какого-то агрегатора сервисов? Все равно пуш-сообщения будут поступать на смартфоны пользователей через сервисы Google и Apple".
"Сервисы Google FCM и Apple APNS продолжают работать в России. Пользоваться ими могут все компании-разработчики, не попавшие под санкции. Поэтому для массового потребителя уход какого-то сервиса отправки почтовых сообщений останется, скорее всего, незамеченным. Проблемы возникнут у всех мобильных разработчиков, если Google и Apple закроют сервисы для всех российских компаний по географическому признаку. Но и здесь есть выход - китайская компания Huawei продвигает Huawei Mobiles Services, и при желании разработчики могут мигрировать на них", - рассказал Вадим Плесский.