"Яндекс" подстрекает руководителей
По данным ComNews, представители "Яндекса" звонят гендиректорам организаций, а также руководителям отделов и настойчиво предлагают подключить сервис "Яндекс для бизнеса". Такие звонки поступают им по три-четыре раза, а в ответ на слова граждан, что им это не интересно, представители "Яндекса" говорят, что человек сможет "вешать" на расходы компании затраты членов семьи, например. Речь об услугах "Яндекс.Еда", "Яндекс.Лавка", "Яндекс.Драйв" и "Яндекс.Такси".
Для того чтобы подключить этот сервис, нужно лишь зайти в личный кабинет, подписать оферту и, как написано в предложении "Яндекса" (после разговора присылают письмо на почту), "начинаете пользоваться, не забыв добавить людей, которым хотите дать доступ к сервису". По ссылке из письма пользователь попадает на страницу сервиса под названием "Яндекс Go для бизнеса". Интересно, что на этой странице речь идет только о корпоративном такси. Хотя на деле пакет сервисов гораздо шире, и "Яндекс" предлагает относить на корпоративные расходы личные траты. """Вы, кстати, сможете управлять не только корпоративным такси, но и другими услугами, среди которых: "Яндекс.Еда" (для организации питания сотрудников), "Яндекс.Драйв" (деловые поездки по городу/ командировки), "Яндекс.Лавка" (от заказа ручек и бумаги к принтеру до молока на кухню). В личном кабинете все очень просто - заходите, подписываете оферту и начинаете пользоваться, не забыв добавить людей, которым хотите дать доступ к сервису", - говорится в почтовой рассылке.
Адвокат, партнер ООО "Правовая группа" Владимир Шалаев полагает, что такие действия неправомерны и могут быть расценены как преступные. "Такие траты не относятся к расходам компании и не должны компенсироваться", - считает он.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, основатель KIP LegalTech, член Ассоциации юристов России Павел Катков утверждает, что такое приложение законно, а вот вопросы расходования корпоративного бюджета должны быть урегулированы между менеджером и компанией. "Если трудовым договором с работником либо локальными актами корпорации предусмотрена возможность таких трат, то не вижу проблем. Нередко корпорации принимают документ "Социальная политика", в котором определяют подобные льготы. Это также может быть частью системы мотивации. Конечно, если всего этого не было и менеджер неправомерно тратит корпоративный бюджет, то вопросы будут - но не к "Яндексу", а к сотруднику. Вместе с тем в таких случаях на "Яндекс" будет падать некая тень источника неправомерных расходов, это верно, - говорит Павел Катков. - Полагаю, в компании все продумали и ожидаемая прибыль выше риска. Думаю, что при использовании пользователю будет как минимум предложено подтвердить, что корпорация дала ему необходимые разрешения, а как максимум - верифицировать использование у работодателя либо приложить скан документа".
В "Яндексе" проигнорировали вопросы ComNews, в Сбере и VK отказались комментировать, как у них устроены подобные сервисы.
Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев прокомментировал: "Ничего прямо противозаконного в этом предложении нет. Коммерческие компании в лице руководителей и топ-менеджмента могут расходовать корпоративные средства по своему усмотрению, в том числе на обеспечение этих руководителей транспортом и едой. Да, это не всегда соответствует уставным целям компании, и в отдельных случаях налоговая, например, может не принять эти расходы для целей определения налоговой базы, но прямого нарушения закона здесь нет. А если в компании при этом работают грамотные юристы и бухгалтеры, то и налоговой будет не к чему придраться. Со стороны собственников компании могут появиться претензии к руководству, расходующему средства компании на личные нужды, но этого легко избежать, заранее согласовав такие траты с собственниками. Для "Яндекса" вообще не вижу никаких рисков. Они просто продают услуги компаниям. Какие именно люди будут пользоваться услугами, оплачиваемыми со счетов этих компаний, по большому счету все равно".
"Да, "Яндексу" за это ничего не будет, и со стороны компаний нет ничего противозаконного, если они спишут на расходы компании такие услуги. Однако, во-первых, такие затраты не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль - то есть невыгодны собственнику. Во-вторых, эти расходы остаются зачастую на совести топ-менеджера - вне ведения собственника компании. Поскольку представители "Яндекса" неоднократно звонят и предлагают такую услугу - даже самый честный руководитель может дрогнуть и решить кормить семью за "казенный счет", ведь продукты - самая затратная статья семейного бюджета. Этим и пользуются представители "Яндекса", нанося тем самым репутационный ущерб компании", - прокомментировал эксперт, пожелавший остаться неназванным.