"Билайн" держится хорошо
По итогам II квартала выручка "Билайн" (торговая марка "ВымпелКома") по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) упала с 69,6 млрд до 69 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом 2021 г. показатель сократился на 0,8%. Об этом свидетельствуют данные в отчете материнской компании оператора Veon. В компании снижение общей выручки связывают со снижением выручки от продажи оборудования из-за низких продаж устройств. Показатель EBITDA вырос на 11,6%, до 29,3 млрд руб., по сравнению с предыдущим годом. Рост обусловлен реализацией заявленной стратегии развития клиентоцентричной модели, которая в том числе предполагает последовательное снижение расходов на развитие неэффективных каналов продаж и концентрацию на качественном обслуживании клиентов.
Количество клиентов "Билайна" во II квартале составило 47 млн абонентов, что на 6,1% меньше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В компании пояснили, что сокращение произошло на фоне стремления повысить качество клиентской базы. "Мы последовательно уходим от модели "дистрибуции" к сервису и продажам и уже начали снижать такие инструменты продаж, как "сэмплинг" или "раздачи" в рамках нашей стратегии. Это работа на повышение качества профиля нашего клиента, она уже отражается в отчетности - количество пользователей LTE выросло на 5,4%, ARPU вырос на 7,5%, до 374 руб.", - пояснила пресс-служба "Билайна" корреспонденту ComNews.
Общая выручка компании за предоставление услуг фиксированной связи составила 10,1 млрд руб., что на 0,1% больше, чем в прошлом году. Выручка от предоставления услуг широкополосной связи за отчетный период выросла на 4,2%, до 3,2 млрд руб. "Мы действительно продолжаем расти как в абонентской базе ШПД, так и в доходах от этого направления. Происходит это в первую очередь за счет конвергентных продуктов - "Билайн" сохраняет лидерство на рынке по доле конвергенции в общей базе", - рассказала пресс-служба оператора.
Капитальные затраты (CAPEX) оператора во II квартале 2022 г. сократились на 45,5%, до 12 млрд руб. Пресс-служба "Билайна" пояснила: "Снижение CAPEX произошло из-за того, что "Билайн" в 2020-2021 гг. проводил масштабную стройку сети. Темпы стройки были рекордными в истории компании и смогли значительно повлиять на качество связи по всей стране, что отмечают в том числе независимые эксперты в исследованиях. Кроме того, компания в основной массе успела заранее закупить основное необходимое оборудование на 2022 г. Поэтому во II квартале 2022 г. капитальные затраты в том же объеме, который был необходим в 2021 г., не потребовались".
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что результаты компании - на редкость удачные. "Фондовый рынок отреагировал ростом стоимости акций на 4% в среду и еще на 10% вчера на внебиржевых торгах, - пояснил он. - За CAPEX у операторов преимущественно скрываются инвестиции в строительство новых сетей. А строительство сетей 4G в основном завершено. В следующий раз CAPEX вырастет, когда будут внедрять 6G или, если решат обойтись и без 6G, уже сети следующих поколений. У всех операторов сотовой связи будут снижаться капзатраты. Операторы не будут строить до тех пор, пока не поймут, что именно строить. Если полоса частот не выделена, зарубежное оборудование нам не продают, а отечественное не готово, то строить нечего. У других операторов снижения количества абонентов не будет. Снижение числа абонентов не отражает каких-либо природных, физических или социальных процессов, оно отражает только учетную политику оператора связи. В прошлом операторы снижали базу сразу на 9 млн абонентов, когда изменяли учетную политику. Это ничего не означало, кроме изменения расчетов операторов. Абонентам дешевле увеличить полосу за счет фиксированной связи, чем за счет мобильной. Тот, кто качает терабайт в месяц - например, аналитик больших данных, который качает данные, чтобы тренировать чемпионскую глубокую нейронную сеть, - будет делать это при помощи фиксированной связи", - прокомментировал аналитик.
Аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал" Артем Михайлин отметил, что на темпы роста выручки существенно повлияла просадка в продажах розничной сети. "Мы полагаем, что схожая динамика будет наблюдаться и у других операторов. Спрос на смартфоны сильно сократился, а каналы параллельного импорта пока не налажены, так что падение продаж закономерно. Выручка сервисов связи выросла очень умеренно, если учитывать, что в I квартале операторы подняли тарифы на 8-10%. Влияет в том числе эластичность спроса, когда абоненты сокращают потребление минут и гигабайт, а также переходят на более дешевые планы. Мы отмечаем, что компании при негативной динамике выручки удалось добиться существенного улучшения рентабельности год к году. Отчасти это было возможно благодаря сокращению доли низкомаржинальной розницы в выручке. Оборудование не поставляется даже китайскими партнерами, ограничивает CAPEX. В этом году операторы по большей части обеспечены оборудованием, и CAPEX не должен существенно измениться год к году по этой причине. Скорее данный фактор будет влиять со следующего года, если поставки не возобновятся хотя бы частично. Существенного снижения абонентской базы в целом по рынку не ожидается. У "ВымпелКома" продолжают действовать прежние тренды с высоким оттоком и оптимизацией базы. Рост в сервисах фиксированной связи можно объяснить как повышением тарифов, так и расширением базы, например, за счет подключения новых регионов к сети широкополосной связи оператора", - рассказал аналитик.