Москвичи ушли в онлайн, но регионы давно там
Заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов сообщил, что оборот онлайн-покупок, совершенных в Москве за первые пять месяцев 2022 г., значительно вырос, составив 3,6 трлн руб. "В некоторых сегментах сферы услуг почти все платежи осуществляются в интернете. По данным контрольно-кассовой техники, в страховании доля онлайн-покупок в общем обороте по итогам пяти месяцев текущего года достигла 91% - это 133,9 млрд руб., а у турагентств - 79%, или 160 млрд руб. В сфере культуры, спорта и развлечений эти показатели составили 72%, или 105,5 млрд руб., в транспортировке и хранении - 65%, или 254 млрд руб., образовании - 61%, или 28,8 млрд руб.", - рассказал Владимир Ефимов. По его словам, оборот покупок, совершенных через интернет, стабильно рос на протяжении января-мая.
Министр правительства Москвы, глава Департамента экономической политики и развития столицы Кирилл Пуртов отметил, что в розничной торговле жители города предпочитают совершать основную часть покупок через кассы магазинов или платежные терминалы, хотя доля интернет-платежей в этой сфере постепенно растет. "Так, за пять месяцев этого года оборот онлайн-продаж там составил 1,1 трлн руб. - это 42% от общего числа транзакций, в то время как годом ранее эта доля не превышала 30%. В здравоохранении клиенты оплачивают услуги в основном по месту их получения: в результате на транзакции в интернете здесь пришлось всего 10%, или 14 млрд руб. В гостиничном бизнесе онлайн получено 20% выручки - 7,8 млрд руб., в сфере общественного питания - 9%, или 17,7 млрд руб.", - сообщил он.
По данным аналитического центра Москвы, при дистанционных покупках жители Москвы тратят существенно больше денег, чем офлайн. Так, средний размер чека при приобретении товаров в интернете в январе-мае 2022 г. составил 1,9 тыс. руб., в то время как в магазинах - около 1000 руб. "Рост онлайн-платежей способствовал увеличению спроса на услуги интернет-эквайринга, с помощью которого платежи проводятся без использования POS-терминала. По итогам пяти месяцев 2022 г. 23% налогоплательщиков в Москве имели техническую возможность вести расчеты через интернет, в то время как год назад - не более 20% продавцов. За год их количество выросло на треть", - подчеркнули в аналитическом центре Москвы.
Представители пресс-службы "Яндекс Маркета" отмечают, что люди все больше привыкают к широкому ассортименту маркетплейсов (на "Маркете" представлено 40 млн товаров из множества категорий), разнообразным способам доставки (в пункты выдачи заказов и постаматы, курьером в назначенное время и "по клику" из дарксторов), разным способам оплаты, а также выгодным покупкам (с кешбэком и подпиской). "Поэтому мы видим рост числа покупателей по сравнению с прошлым годом, а также продаж на маркетплейсе - например, в январе-июне 2022 г. оборот e-com-сервисов "Яндекса" вырос на 107% по сравнению с первой половиной прошлого года", - рассказали представители "Яндекс Маркета".
Директор по продажам ПАО "МегаФон" Давид Борзилов рассказал, что в компании также отмечают тренд роста онлайн-продаж. "С января по май продажи в нашем интернет-магазине выросли почти на 30% по сравнению с тем же периодом прошлого года и в денежном выражении, и в натуральном. Основной рост спроса пришелся на I квартал - новогодние праздники, 14 и 23 февраля, 8 марта. В пандемию потребители стали гораздо активнее покупать онлайн. Этот сегмент пока еще далек от насыщения, поэтому мы постоянно совершенствуем возможности для клиентов", - рассказали представители "МегаФона".
Аналитики Freedom Finance Global считают, что данный рост оборота онлайн-покупок связан с различными программами кешбэка и начислением баллов при оплате через онлайн. Также они отмечают, что за время пандемии такие сервисы ретейла, как Ozon и ему подобные, стали популярнее в разы, плюс, уже с марта через них стали продавать товары из списка параллельного импорта. "Основными предпосылками к росту стали ограничительные меры западных стран, так как товары магазинов, которые ушли из РФ, продолжали продаваться через интернет. Стимулировало рост продаж желание россиян успеть купить товары, которые в будущем перестанут продаваться в нашей стране. В следующие пять месяцев данная тенденция может только усилиться на фоне развития параллельного импорта в РФ. Тенденция не только сохранится, но и усилится из-за увеличения объемов и ассортимента параллельного импорта в РФ", - уверены аналитики.
Партнер Data Insight Борис Овчинников сообщил, что, по оценкам Data Insight, рост российского рынка электронной торговли в целом по стране в первом полугодии 2022 г. составил около 45%. "Если поверить оценкам мэрии, то получается, что Москва сильно отстает по темпам роста онлайн-продаж от остальной России и доля столицы в российском рынке e-сommerce быстро сокращается. Мы, однако, не видим признаков такого большого разрыва в скорости роста, и более вероятно, что в используемых мэрией оценках занижена динамика роста онлайн-продаж. Из-за чего может возникать такое занижение - не берусь судить", - считает Борис Овчинников.