Почти три четверти интернет-пользователей в мире предоставили бы как минимум часть личной информации приложению или веб-сайту в обмен на скидку в размере $20. Более того, больше половины пользователей считают, что такой вещи, как конфиденциальность в интернете, не существует.
© ComNews
12.05.2022

Согласно данным глобального исследования, проведенного компанией Atlas VPN, 73% опрошенных готовы предоставить часть своих персональных данных в обмен на скидку в $20. Несколько меньше (64%) потребителей охотно предоставили бы свой адрес электронной почты мобильному приложению или веб-сайту. По мнению авторов исследования, этот вариант относительно безопасен при условии, что используется адрес, специально созданный для регистрации на разного рода ресурсах.

Примерно каждый третий (31%) клиент добровольно указал бы свое полное имя, чтобы получить код скидки. Почти каждый четвертый (23%) потребитель обменял бы свой номер телефона на скидку.

"Предоставление персональных данных осуществляется достаточно охотно, о чем свидетельствуют различные утечки. Поставщики услуг, как правило, просят заполнить стандартную анкету - которая содержит в том числе и избыточные вопросы, - подсвечивая те пункты, которые необходимы для оказания услуги. ФИО, электронная почта и номер телефона - это необходимый минимум, который вас попросят предоставить всегда и практически везде. Этот набор может быть дополнен адресом, датой рождения, специфической информацией, марка авто например, а иногда могут попросить добавить платежные данные вашей карты для быстрого осуществления покупок в дальнейшем", - так описывает российскую специфику работы с персональными данными генеральный директор "БСС Безопасность" Виктор Гулевич.

Роскомнадзор даже выпустил специальное инструктивное письмо, где разобрал наиболее типовые нарушения, которые допускают компании при документальном оформлении скидок и бонусов в обмен на персональные данные. Как отмечается в этом документе, наиболее распространенным является совмещение анкеты с согласием на обработку персональных данных. Последнее должно быть отдельным документом. Также далеко не всегда соблюдаются требования законодательства по передаче данных третьим лицам.

С другой стороны, участники рынка давно поняли, что собирать данные и ничего не давать взамен покупателям и заказчикам может быть чревато разного рода негативными последствиями, от оттока клиентов до претензий регуляторов. "Сегодня ретейлеры меньше занимаются сугубо сбором информации и больше - созданием функций, которые предоставляют вам удобство и одновременно дают им понимание, как вы совершаете покупки", - отметил главный коммерческий директор Publicis Джейсон Голдберг в своем комментарии для онлайн-издания Vox. Особенно остро встала эта задача в период пандемии, когда розничный сегмент начал активно меняться, переходя от традиционных к новым дистанционным форматам. Как правило, необходимые данные ретейлеры собирали с помощью мобильных приложений, активное использование которых давало всевозможные преференции.

Надо отметить, что количество тех, кто готов поделиться своими персональными данными в обмен на скидки или разного рода бонусы, имеет тенденцию к сокращению. Согласно исследованию Accenture, проведенному весной 2019 г., почти 80% клиентов банков и страховых компаний во всем мире готовы рассказать о себе взамен на признание их более благонадежными, чем в среднем по рынку. Почти 60% были готовы поделиться весьма чувствительными данными, такими как уровень доходов, привычки, особенности образа жизни. Однако по разным группам стран уровень открытости существенно различался. Например, в Китае 67% были готовы делиться личными данными, тогда как в США этот уровень был уже 50%, а в Европе - 40%. Жители России при этом оказались ближе к китайцам, чем к европейцам и американцам. Это связывалось с высокой чувствительностью к цене и слабой информированностью об угрозах, связанных с раскрытием персональных данных.

Однако ситуация меняется. Тут, по мнению Виктора Гулевича, большое влияние оказывает резонанс от крупных инцидентов: "Крупные инциденты одномоментно повышают уровень осторожности людей. К сожалению, общий уровень культуры безопасного обращения со своими персональными данными на этом фоне если и растет, то очень незначительно. Важно помнить, что ни один сервис не может быть защищен на все 100%, поэтому предоставление своих данных должно происходить осознанно и в минимальном объеме".

Новости из связанных рубрик