"Яндекс" объяснил сотрудникам причины продажи "Дзена"
На "Яндекс.Дзен" есть "очередь" покупателей, заявили топ-менеджеры сервиса сотрудникам проекта, объясняя причины его продажи. Они также ответили, почему "Яндекс" больше не может сам его развивать и что будет с проектом
"Если "Яндекс" хочет продолжать быть технологической большой компанией, ему придется на чем-то сфокусироваться, на чем-то, что ни при каких условиях не может быть как-либо политизировано", — заявил в среду, 16 марта, на встрече с сотрудниками "Яндекс.Дзена" глава сервиса Антон Фролов (РБК удалось ознакомиться с содержанием встречи).
"Зурал" (так в компании называют общение топ-менеджмента этого направления с командой; на текущей встрече, как озвучивали ее модераторы, присутствовали 463 человека) был посвящен обсуждению продажи сервисов "Яндекс.Дзен" и "Яндекс.Новости". О подготовке этой сделки стало известно накануне. Как рассказывали источники РБК, претендентов на проекты несколько, но наиболее вероятный — холдинг VK. На текущий момент стороны официально переговоры не прокомментировали.
"Яндекс" больше не может внутри себя дальше заниматься разными контентными проектами. Для нас это значит, что и "Дзену", как и "Новостям", придется это делать в каком-то другом месте. Наиболее вероятный вариант — это продажа какой-то другой компании", — объяснил Фролов.
Как заявил топ-менеджер, "за последний месяц правила ведения бизнеса в России переопределились и для "Яндекса" сейчас экзистенциальный вопрос — что делать дальше?": "В текущих условиях невозможно одновременно продолжать заниматься контентными и информационными сервисами, которые влияют на большое количество людей, и не попадать под разные виды давления как с внутренней стороны, так и с внешней".
РБК приводит ключевое из ответов топ-менеджмента компании в рамках встречи и вопросы сотрудников.
Детали сделки
"Переговоры [о продаже сервисов] начались дни назад. <...> Любой процесс покупки — это довольно дорогая операция, и это занимает месяцы как минимум. Поэтому ближайшие квартал-полгода наше целеполагание в плане продуктовых фич, KPI и прочего никак не меняется. Наша цель <...> — сделать максимально крутую контентную платформу <...>, чтобы в сделке наши позиции были максимально сильными. Чем более сильными будут наши позиции, тем более достойную компенсацию получат все сотрудники".
"Обсуждается не просто сделка, ищется вариант: как команда "Дзена", которая строит из российских игроков самую крутую и перспективную контентную платформу, может эту задачу, эту мечту реализовать и победить тех ребят, которые сейчас являются чемпионами в России. Один из вариантов — это сделка. <...> "Дзен" — это довольно лакомый кусочек, и "развод" [с "Яндексом"] происходит не потому, что что-то не так с перспективами "Дзена" в контентном бизнесе, с его ростом или его бизнес-моделью, а просто потому, что "Яндекс" будет концентрироваться совсем на других бизнесах <...>. Сейчас у нас в переговорах достаточно сильная позиция, "Дзен" все хотят, и ключевое условие — чтобы мы стали центральным продуктом в другом месте. И все, что там есть, — нас усиливало, а не ослабляло".
"Яндекс.Дзен" был запущен в 2017 году, является сервисом персональных рекомендаций и издательской платформой, где можно размещать публикации, находить аудиторию и зарабатывать на рекламе. "Дзен" изучает интересы пользователей и подбирает для каждого индивидуальную ленту рекомендаций. По итогам 2021-го у "Дзена" было 22,3 млн активных пользователей в день, что на 10% выше, чем по итогам предыдущего года. Плановая выручка "Дзена" в четвертом квартале прошлого года составила 18,9 млрд руб.
Кто будет покупателем, в ходе встречи ни Фролов, ни другие топ-менеджеры не отвечают однозначно, хотя прямые вопросы об этом во время встречи звучали. При этом Фролов, отвечая на вопрос сотрудника, зачем VK нужен "Дзен", подчеркивает, что VK — это все же соцсеть, а не блог-платформа.
"Не переживайте — очередь [из покупателей] стоит за "Дзеном", потому что все понимают, что это единственный продукт, на основе которого можно действительно построить конкурента западным аналогам <...>. Желающие есть, и не один".
Невозможность выделить "Дзен" в отдельную компанию (как альтернативный сценарий сделки) Фролов объяснил тем, что в этом случае "надо самому строить очень мощную защиту от давления со всех сторон", а это "не очень понятно, как сделать".
"Эта конструкция ("Дзен". — РБК) — она дорогая, и за нее кто-то должен заплатить в нашей стране. Ровно с ними и идут переговоры, [с теми], у кого есть деньги".
"Дзен" — классный бизнес, но для того, чтобы стать большими, нам нужны инвестиции, и эти инвестиции "Яндекс" сейчас дать не может. Поэтому нужен крупный инвестиционный партнер, который сможет нам помочь расти, иначе мы останемся того размера, который есть, а не того, какого хотелось бы быть <...>. Сейчас то время, когда происходит радикальное изменение рынка. И, конечно, сейчас надо пожинать плоды этого изменения".
На вопрос, какой план, если "Дзен" не продают, Фролов ответил: "Искать дальше покупателя". "А может, ситуация для ведения бизнеса изменится или с экономикой что-то станет. Мы пока решили решать проблемы по мере их поступления", — добавил он.
Изменятся ли контент "Дзена" и технологии
"Мы будем искать в любом случае максимальные компромиссы, при которых можно делать контентно-рекомендательные системы в текущей политической ситуации, — такой фразой Фролов ответил на вопрос от сотрудника, станет ли сервис "политизированным в том смысле, что ориентированным на интересы государства". — "Яндекс.Музыка" может быть политизирована значительно меньше, чем статьи и видео, поэтому "Музыка" остается в "Яндексе".
"Нет ответа, когда точно включим [рекомендательную ленту] (была отключена в начале марта из-за переизбытка политического контента. — РБК), но с самого начала мы рассчитывали не больше чем на месяц выключить. <...> Ключевое условие "развода", что мы вместе с "Яндексом" придумаем, как сохранить аудиторию, трафик в текущем продукте <...>. Цель "Яндекса" — не отсвечивать. Невозможно не отсвечивать, когда у тебя на какой-то странице огромное количество трафика, за который ты отвечаешь. В этом плане трафик выгоднее передать "Дзену".
"Никакого финального решения — как это произойдет — у нас нет. Невозможно взять и распилить "морду" (имеется в виду главная страница "Яндекса". — РБК) на две части и сказать: вот это мы продали, а вот это оставили <...>. Как мы это сделаем — мы не знаем".
Вопрос, будет ли ребрендинг "Дзена", пока не решен.
Что будет с сотрудниками проекта
"При "разводе" с "Яндексом" мы бы очень хотели, чтобы вы (дизайнеры проекта "Дзен". — РБК) пошли за нами. Но при этом никого наручниками невозможно удержать, в любой момент будет открыта ротация. <...> Нет никакого специального "окна возможностей": что сегодня можно ротироваться, а через месяц — нельзя. Ротация открыта, как и в любое другое время в "Яндексе". При этом надо понимать, что сейчас объективно очень хреновое время для ротации — как внутренней, так и где-то снаружи поискать".
Один из сотрудников поинтересовался, что делать тем, кто "совершенно точно не хочет работать в VK". Четкого ответа на этот вопрос у топ-менеджмента не было, они пообещали "держать в курсе" и призвали не ставить "ротационных тикетов": "Во-первых, и "Яндексу" надо переконфигурироваться с уходом "Дзена" и "Новостей", в случае если это происходит. Во-вторых, нам самим надо четко понять, как все будет происходить".
"Для себя я принял решение: новую историю возглавить, — рассказал Фролов. — Потому что для меня всегда было амбицией все это сделать очень мощной контентной платформой. Да, в последнее время в стране бизнесом заниматься, скажем так, сложнее. Но, как показывают международные аналоги, даже в очень сильно зарегулированных и политизированных системах, как Китай, возможно сделать какой-то WeChat".
Один из сотрудников в вопросе указал, что если в "Дзене" многие работают "за идею" и "за продукт", а не только за компенсацию, то в VK мотивация ограничится только вознаграждением. Фролов пообещал, что сотрудники "Дзена" выиграют в компенсации в рамках сделки: "Но мы все должны продолжать за идею работать, вне зависимости от того, куда мы поедем, потому что наша цель не VK какой-то сделать, а наша цель не меняется — сделать самую главную в России контентную платформу".
Сотрудники в рамках встречи предложили "продаться Twitter". Никто из топ-менеджмента это предложение не прокомментировал.