По прогнозам экспертов, объем российского рынка e-grocery по итогам 2021 г. составит 300 млрд руб., к 2023 г. он может достигнуть 500–600 млрд руб., а при сохранении темпов роста к 2025 г. - 1 трлн руб. Основными каналами продаж останутся традиционная розница, экспресс-доставка, интернет-магазины, маркетплейсы и специализированные магазины (локальная доставка). Уже сейчас маркетплейсы лидируют по ассортименту продуктов питания, хотя в денежном выражении на них приходится лишь 15% рынка.
Константин
Скурат
© ComNews
24.12.2021

Такие данные приводят AliExpress Россия и Центр экспертиз и интегральных моделей (ЦЭИМ) в исследовании российского рынка e-grocery. Согласно данным исследования, с 2018 по 2020 гг. рынок e-grocery рос в среднем на 148,5% в год. Этому способствовал ряд факторов, главный из которых - запрос на доставку товаров повседневного спроса в связи с пандемией. Несмотря на высокие темпы роста, сейчас в России на онлайн-рынок продуктов питания приходится не более 1% от всего объема рынка продуктов. Факторами, которые будут способствовать росту рынка в ближайшие годы, может стать легализация онлайн-торговли алкоголем, развитие онлайн-продаж товаров категорий fresh и ultra fresh и консолидация большей части оборота каждого из сегментов вокруг нескольких крупнейших игроков.

"Проникновение онлайн с 1% дойдет до 10-15% в ближайшие 3-5 лет. Рынок будет сформирован вокруг 2-4 основных игроков с большим отрывом от остальных. Для сервисов будет важно совмещение экспресс-доставки основных высокооборотных SKU и широкого ассортимента на одной платформе", - отмечает руководитель направления FMCG & Beauty в AliExpress Россия Иван Дидус.

По прогнозам экспертов AliExpress Россия и ЦЭИМ, объем рынка по итогам 2021 г. составит 300 млрд руб., к 2023 г. он может достигнуть 500–600 млрд руб., а при сохранении темпов роста к 2025 г. - 1 трлн руб.

Директор по стратегическим проектам Vprok.ru Перекресток Арина Аванесова полагает, что рынок доставки продуктов питания уже сейчас является одним из самых быстрорастущих сегментов e-commerce, поэтому у индустрии e-grocery есть все шансы вырасти до 1 трлн руб. даже раньше 2025 г., и этому есть несколько предпосылок.

"В первую очередь, рынок e-grocery в России сегодня составляет не более 2% от розничной продажи продуктов питания, в то время как, например, в Южной Корее эта цифра может достигать 15%, поэтому нашему рынку есть куда расти. К тому же стремительному росту рынка поспособствовала пандемия: те потребители, которые раньше заказывали непродовольственные товары онлайн, наконец попробовали доставку продуктов питания, и сегодня многие уже не собираются отказываться от ее преимуществ, а значит, основные барьеры разрушились. Также в онлайн пришла новая аудитория, которая рано или поздно попробует или уже заказывает продукты с доставкой до порога. По данным DataInsight это более 10 млн потенциальных покупателей", - аргументирует Арина Аванесова.

Первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опоры России" Павел Сигал соглашается, что к уровню в 1 трлн руб. рынок онлайн-продаж продуктов питания может за эти годы прийти . Он приводит данные, что в первом полугодии 2021 г. объем продаж продуктов онлайн составил 150 млрд руб., по итогам года эта цифра может вырасти в два раза.

"Рост в два-три раза к 2025 г. возможен. В настоящее время продажи продуктов питания в интернете – один из самых быстрорастущих сегментов в торговле. В первом полугодии продажи продуктов в сети выросли в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., когда начались первые карантинные ограничения. Кроме того, самыми активными в данном направлении стали именно маркетплейсы. Самым популярным стал сервис Wildberries (уровень узнаваемости составил 83%), на втором месте по популярности у покупателей онлайн стоят Ozon Express (75%), на третьем — "СберМаркет" (72%), на четвертом - "Яндекс. Маркет" (71%), и только на пятом специализированный сервис по доставке продуктов питания Delivery Club (55%)", - говорит Павел Сигал.
Российский рынок онлайн-торговли продуктами питания делится на пять сегментов (исходя из данных AliExpress Россия за 2020 г.): традиционная розница (36% рынка в денежном выражении, объем 59,9 млрд руб.), экспресс-доставка (30%, объем 46,9 млрд руб.), интернет-магазины (18%, объем 29,9 млрд руб.), маркетплейсы (15%, объем 25,2 млрд руб.) и специализированные магазины (локальная доставка, 1%; объем 3 млрд руб.). По мнению экспертов, в ближайшие годы новые сегменты не появятся, но будет тренд на укрупнение игроков и рост доли маркетплейсов. Уже сейчас маркетплейсы являются лидерами рынка по количеству представленных товаров: в среднем ассортимент продуктов питания (SKU) на маркетплейсах составляет по 162,4 тыс. товаров.
Несмотря на внушительные показатели SKU, потенциал роста не исчерпан. На втором месте по ассортименту продуктов питания находятся интернет-магазины со средним ассортиментом в 15,6 тыс. товаров. Средний ассортимент продуктов питания в традиционной рознице составляет 11,4 тыс. товаров, а в сегменте специализированных магазинов с локальной доставкой - 2,1 тыс.

При этом, по данным авторов исследования, интернет-магазины опережают маркетплейсы по ассортименту товаров категории fresh и ultra fresh. Но маркетплейсы осваивают и этот рынок, запуская экспресс-доставку продуктов питания (раздел "Есть!" у AliExpress Россия, Ozon Express и так далее). Следовательно, в будущем маркетплейсы будут конкурировать с интернет-магазинами и в сегменте скоропортящихся товаров, развивая для этого собственную логистику или интегрируя продавцов с подходящей логистикой. важным преимуществом маркетплейсов будет аудитория и широкий набор инструментов для удержания покупателей.

"Среди категорий-лидеров по темпам роста сейчас - готовая еда. Игроки экспериментируют с форматами - например, агрегаторы ресторанов добавляют e-grocery к своему основному бизнесу - доставке готовой еды. И наоборот - дарксторы и агрегаторы e-grocery сетей к доставке продуктов питания добавляют доставку готовой еды", - отмечает директор по коммерции и развитию бизнеса Ozon Express Арина Князева.
Павел Сигал из организации "Опоры России" полагает, что рынок маркетплейсов может вырасти в несколько раз в течение ближайшего времени за счет того, что сейчас именно онлайн постепенно будет становиться самым популярным и удобным способом совершения покупок. Соответственно, отмечает он, будет расти число участников рынка, как и увеличение доли присутствия основных игроков.
"Маркетплейсы обладают одной из самых больших аудиторий в онлайн, поэтому для брендов маркетплейсы - это новые медиа, через которые можно достучаться до конечного потребителя. Широкая аудитория покрытия - залог более низкой цены привлечения пользователя, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе сконцентрирует на них весь онлайн-трафик. Тенденция похожа на перетоки покупателей в гипермаркеты в 2012–2015 гг.", - комментирует Иван Дидус из AliExpress Россия.

Эксперты выделяют в исследовании краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные тренды. К краткосрочным относятся стирание границ между сегментами (например, выход интернет-магазинов на маркетплейсы), выход в онлайн дискаунтеров (главный вызов для них — расходы на сборку заказов) и применение голосовых технологий в шопинге.

В среднесрочной перспективе появится тренд смещения фокуса с оборота на прибыльность, сервисы будут адаптироваться к возрастным потребителям, расширять сеть офлайн-пунктов выдачи заказов, доставлять по подписке и автоматизировать сборку. Покупатели постепенно будут смещать фокус лояльности с привычных брендов на те, что предложат лучший сервис.

В ближайшее десятилетие будет усиливаться тренд на устойчивое развитие, осознанное потребление и персонализацию на основе данных о здоровье покупателей.

Арина Аванесова из компании "Перекресток" считает, что к озвученным трендам определенно стоить добавить ускорение индустрии e-grocery. По ее словам, сегодня новым стандартом отрасли стала доставка за 15-30 минут, поэтому крупные игроки либо полностью меняют свои бизнес-модели, чтобы обеспечить такую скорость, либо добавляют новый формат к существующей модели, в рамках одного сервиса обеспечивая все покупательские миссии. Она подчеркивает, что данный тренд влияет не только на индустрию e-grocery, ведь, привыкнув к быстрой доставке продуктов, клиенты ожидают получать товары с той же скоростью и от всей e-commerce.

"Также усиливается фокус на гиперперсонализацию продуктов компании и спец.предложений для клиентов, так как с ростом аудитории интернет-магазинов показывать всем покупателям одно и то же неэффективно. Кроме того, бизнесы индустрии e-grocery и e-commerce в целом становятся мультивертикальными, то есть создают новые продукты и сервисы и объединяют их в одно приложение, чтобы максимально закрывать потребности клиента в рамках одной экосистемы", - отмечает Арина Аванесова.

По словам Арины Князевой из Ozon Express, долгосрочный тренд во всех ценовых сегментах и категориях – развитие СТМ (собственной торговой марки). Она приводит в пример факт, что сейчас под брендом компании выпускается около 100 торговых наименований, молочная продукция производиться фермерами из Тверской области. По ее мнению, заметно, что россияне стремятся к покупке органических, фермерских продуктов, при этом экономя время на походы в магазин.

"Вместе с AliExpress мы провели актуальное исследование e-grocery - одного из самых быстрорастущих, технологичных и перспективных рынков России. Процессы, которые мы наблюдаем сегодня, определят его развитие в ближайшие несколько лет. Поэтому мы уделили пристальное внимание как особенностям трансформации сегментов, так и трендам, которые уже сейчас становятся драйверами сегментов e-grocery в России", - отмечает заместитель генерального директора ЦЭИМ Ольга Филиппова.

Управляющий партнер коммуникационного агентства SVOBODA Марк Шерман, говоря о трендах, заявляет, что будет проходить стирание границ между сегментами, ведь сейчас очень многие ритейлеры стремятся получить дополнительную прибыль за счет поиска новых для себя направлений. По его мнению, модель маркетплейса, где можно купить абсолютно все – это ближайшая перспектива для многих направлений, особенно для онлайн-продаж. Также, он утверждает, что магазины-дискаунтеры тоже будут выходить в онлайн, как в самый быстрорастущий сегмент, и отмечает, что основные расходы на сбор заказов они будут компенсировать за счет услуг фулфилмента – нанимать сторонние организации для того, чтобы они брали на себя логистические и складские услуги (в том числе сборку заказов и доставку до покупателя), и прогнозирует что данные магазины низких цен будут расти в офлайне и онлайне.

"Голосовые технологии в шопинге уже применяются и будут применяться все шире (от контроля выполнения персоналом магазинов стандартов продаж до использования чат-ботов при заказах в магазинах). Смещение с оборота на прибыльность – стандартный вариант развития любого ритейлера, когда уже получены нужные обороты, магазины начинают более плотно заниматься вопросами маржи по отдельным категориям товаров. Улучшение сервиса и индивидуальные предложения – тренд для всей современной торговли, которая также будет развиваться в российском сегменте. Еще можно указать тренды на экономичность покупок, снижение затрат со стороны ритейла для удержания средней наценки и максимального удовлетворения спроса покупателей в эконом-сегменте (он растет из-за снижения доходов граждан и инфляции)", - приводит общие тренды Марк Шерман из агентства SVOBODA.

Говоря о географии рынка, исследователи отмечают, что сегодня е-grocery растет в большей степени за счет Москвы и Санкт-Петербурга, но, несмотря на насыщенность рынка, потенциал для роста в этих регионах еще не исчерпан. Кроме городов-лидеров можно выделить ряд наиболее перспективных регионов для географической экспансии: Свердловская область, Краснодарский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Приморский край, Камчатский край, Иркутская область, Хабаровский край. Основные критерии для определения перспективности регионов для развития e-grocery: доля городского населения, уровень дохода, количество уже присутствующих игроков, уровень запроса потребителей на услуги доставки продуктов.

"Среди маркетплейсов развернется борьба за региональные рынки России – в регионах растет спрос на доставку, которая в Москве уже стала частью привычного образа жизни", - говорит Арина Князева из Ozon Express.

По мнению Ивана Дидуса из AliExpress Россия, в ближайший год все будут активно инвестировать в развитие бесплатной доставки, чтобы привлекать пользователей. Он говорит, что этому способствует поток инвестиций, рост самого рынка и проникновения услуг, а еще один вызов — найти оптимальное решение по затратам на логистику "последней мили". Эксперт заключает, что с учетом расширения рынка доставка становится все более востребованной и стремительно увеличивается в объемах и затратах.

Новости из связанных рубрик