Кража вместо букета
Директор департамента информационной безопасности компании Oberon Евгений Суханов рассказывает, что традиционно в период праздников мошенники активизируются. По его оценке, этот год не будет исключением. Количество заблокированных вредоносных писем в системах защиты вырастает традиционно на 15-20%. По словам Евгения Суханова, в пандемию многие активности перешли в онлайн-формат, вместе с тем внимание пользователей к содержанию и существу электронных писем снизилось. Этим активно пользуются мошенники.
Евгений Суханов подчеркивает, что мошенничество с онлайн-оплатами и доставками интернет-заказов наиболее распространено в преддверии праздника. "Перед праздниками всегда растут онлайн-продажи, следовательно, и попытки мошенничества увеличиваются. Весенний праздник - не исключение. Коэффициент доверчивых пользователей существенно не меняется от праздника к празднику. Однако каждый год растет осведомленность в вопросах информационной безопасности в целом", - сообщил Евгений Суханов.
В пресс-службе компании "Доктор Веб" подтвердили, что мошенники всегда действуют в рамках актуальной повестки, именно это и позволяет им вводить в заблуждение пользователей. "Черная пятница", новогодние распродажи, распродажи, приуроченные к гендерным праздникам, все это дает лишь еще один повод для активизации тематических спам-рассылок и создания тематических фишинговых сайтов с "самыми выгодными предложениями". Поэтому, выбирая наилучшее предложение, стоит быть бдительными, внимательно проверять сайты, на которых планируется покупка, и не переходить по сомнительным ссылкам", - объяснили в пресс-службе компании "Доктор Веб".
Директор факультета информационных технологий университета "Синергия" Станислав Косарев предупреждает, что мошенники могут приурочивать к 8 Марта спам-рассылку по SMS или e-mail. "Например, девушкам обещают выплату в 10 тыс. руб. на карту в честь праздника. Их призывают перейти по ссылке, ввести данные карты и получить деньги от какой-то компании или даже от государства. Доверчивые жертвы переходят по ссылке, заходят на мошеннический сайт и оставляют свои персональные данные. То есть особых технологий интернет-мошенничества с точки зрения гендерного различия не существует. Используются стандартные приемы, просто контент писем может быть связан с праздником", - рассказал Станислав Косарев.
Станислав Косарев отмечает, что во время пандемии, когда огромное число людей перешли на удаленку, многие впервые попали на удочку мошенников в Сети. "Это без какой-либо привязки к гендерным праздникам. Просто в период карантинных ограничений все перешли в онлайн, и произошел рост киберпреступлений. К сожалению, не все граждане знают о способах, с помощью которых можно защитить себя от интернет-мошенников", - отметил Станислав Косарев.
Старший контент-аналитик "Лаборатории Касперского" Татьяна Щербакова подчеркивает, что в преддверии масштабных праздников, акций и распродаж, как правило, наблюдается определенный рост числа фишинговых и скам-атак. "Мошенники постоянно подгоняют свои схемы под актуальную повестку. Перед праздниками пользователей окружает большое количество разных предложений, сами люди с большей вероятностью будут покупать подарки или воспользуются акциями брендов в онлайне", - сказала Татьяна Щербакова.
Руководитель Angara Professional Assistance Оксана Васильева объясняет, что любой праздник или специализированные дни распродажи всегда используются мошенниками, и Международный женский день - не исключение. "Так, по статистике, перед сезоном скидок всегда увеличивается число фишиновых писем, которые содержат такие слова, как "sale", "% off" и другие якорные слова, связанные с выгодными покупками. Перед Международным женским днем увеличивается количество писем с поздравлениями и ссылками на видео, акциями магазинов парфюмерии, ювелирных украшений, белья и т.д.", - рассказала Оксана Васильева.
По ее словам, из-за ограничений и опасений пандемия сильно повлияла на развитие онлайн-шопинга и перехода торговли в онлайн в целом. "Так, по данным Alibaba, объем продаж на маркпетплейсах и электронных платформах компании за период распродаж "День холостяка" или "Всемирный день шоппинга", прошедших в конце года в Китае, составил $74,1 млрд и превзошел рекорд предыдущего года. В России, по данным "AliExpress Россия", оборот российских продавцов по сравнению с 2019 г. вырос в 1,3 раза. Именно этим и пользуются мошенники, для них любой праздник является профессиональным", - сообщила Оксана Васильева.
Эксперт подчеркивает, что, согласно исследованиям, женщины гораздо чаще мужчин готовы перейти по ссылкам и открыть вложения в письмах. "У них реже, чем у мужчин, возникают подозрения к электронным письмам. Поэтому в преддверии женского праздника мы ожидаем увеличения фишинга по психологическим векторам атак, которые направлены на такие эмоции, как любопытство и жадность. Пример любопытства - "смотри, какое классное видео с поздравлением", жадности - "скидка 50% при оплате прямо сейчас". По технологиям фишинга каких-либо изменений не предвидится", - объясняет Оксана Васильева.