США и Россия - спамные лидеры
Согласно данным, проанализированным командой Atlas VPN, 54% спам-сообщений за последние полгода приходились на две мировые державы - США и Россию с 44% и 10% спамерских писем соответственно. Третье место в списке занимает Германия: почти 8% спамерских писем приходит из этой страны. По данным Atlas VPN, за последние две недели по всему миру отправлено около 24 265 спамерских писем, из которых 33% были вредоносными. Большинство - 23%, или 5699 спамерских писем, были фишинговыми атаками. 1783, или 7%, спама были шантажом, а 594, или 2%, - мошенническими письмами. Франция рассылает 4% от общего количества спамерских писем в мире. Китай на пятом месте среди стран, рассылавших наибольшее количество спама в течение последних шести месяцев: чуть более 3% спамерских посланий пришли из Китая. "Почти треть спамерских писем опасны, - предупреждают аналитики. - Такие письма могут быть опасными и содержать ссылки, ведущие на фишинговые сайты, или вредоносные вложения, которые могут установить вредоносное ПО на устройство.
Главный операционный директор Atlas VPN Рейчел Уэлч рекомендует создавать сложный адрес электронной почты, чтобы спамеры не могли его угадать. "Более того, избегайте использования своего основного адреса электронной почты для регистрации в онлайн-сервисах. Самое главное, если вы все же получаете подозрительное письмо, никогда не нажимайте на какую-либо ссылку или вложение в письме. Такие письма могут содержать вредоносные программы, которые могут заразить ваше устройство и скомпрометировать данные", - советует Рейчел Уэлч.
Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев считает, что высокое место России в рейтинге крупнейших источников спама не должно удивлять. "Во-первых, наша страна входит в пятерку стран с наибольшей аудиторией интернета. Во-вторых, Россия, как и многие другие страны, пока не может похвастаться высоким уровнем защиты интернета вещей. Как следствие, киберпреступники могут относительно свободно создавать ботнеты из подключенных устройств и использовать эти ботнеты не только для DDoS-атак, но и для рассылки спама. Ущерб от спама по всему миру может достигать сотен миллиардов долларов в год. Главным образом он складывается из убытков, которые приносят вредоносные вложения, активно распространяемые в письмах, а также фишинг. Также можно говорить, что спамерские письма "убивают" часть рабочего времени сотрудников, то есть люди вынуждены тратить оплачиваемые минуты и часы на сортировку и удаление спама. Кроме того, операции со спамом - это дополнительный расход электроэнергии", - прокомментировал Андрей Арсентьев.
Ведущий специалист блока консалтинга Infosecurity в Softline Company Анатолий Сазонов отметил, что основной объем спам-рассылок в предыдущие годы приходился на США и Китай, которые занимали первые строчки рейтингов, сейчас Россия делит "лидерство" в этом списке с США. "Связано это в первую очередь с пандемией коронавируса, введением режима самоизоляции, переходом на дистанционный режим работы и, как следствие, увеличением общего количества почтовой переписки. Увеличивающаяся тенденция спам-атак на корпоративный сектор сохранит, по-видимому, свой тренд на повышение и в 2021 г., поскольку удаленный формат работы делает сотрудников, работающих дистанционно, более уязвимыми к различным атакам злоумышленников. Понизить количество спам рассылок можно нормативными и регуляторными методами - например, повышением штрафов и количества возбуждаемых дел по ст.272 УК РФ "Неправомерный доступ к информации" и другим сходным. В настоящее время в России количество судебных дел, возбуждаемых по поводу рассылки спам-сообщений, достаточно мало. Объем ущерба от спама для российской экономики, по различным оценкам, составляет примерно $1,3-$1,9 млрд ежегодно, если оценивать снижение производительности хозяйственной деятельности компаний", - рассказал Анатолий Сазонов.
Пресс-служба АО "ЭР-Телеком Холдинг" (ТМ "Дом.ru") напомнила, что исторически проблема спама актуальна для всех стран мира. "Россия здесь стоит в общем ряду с США, ЕС и странами Азии. 2020 г. не продемонстрировал каких-либо выдающихся антирекордов по данной тематике. С другой стороны, мы видим рост телефонного спама, особенно в сегменте мобильной телефонии. Это отчасти объясняется высокой эффективностью существующих антиспам-систем, применяемых в том числе и в нашей ШПД-сети, и низким проникновением аналогичных сервисов в сетях мобильных операторов. В среднем каждый мобильный пользователь получает один спам-звонок в неделю. Какого-либо аномального роста спам-рассылок в нашей сети в 2020 г. мы не отмечаем", - сообщила пресс-служба "ЭР-Телекома".