Цифровой двойник дешевле, чем простой подрядчиков
Мариненков
директор Дивизиона инженерных моделей ГК "НЕОЛАНТ"
Какие инструменты BIM технологий применяются на рынке, роль и место отведенные отечественным решениям, что должна решать "правильная" информационная модель руководителю проекта Vision Антону Курашу рассказал директор Дивизиона инженерных моделей ГК "НЕОЛАНТ" Денис Мариненков.
Какая, на ваш взгляд, роль у государства, интеграторов, вендоров, застройщиков в развитии цифровизации и применении технологий информационного моделирования?
— На государственном уровне обсуждение идет уже давно. И сегодня мы видим, что появляются необходимые методологии и нормативные документы, позволяющие применять технологии информационного моделирования (далее ИМ) для крупных инвестиционных проектов, в том числе с государственным участием. При этом вопросы технической реализации внедрения зачастую остаются за рамками обсуждений.
И это большая проблема! На рынке мало серьезных решений, которые позволяют реализовать идею применения цифрового двойника на всех этапах жизненного цикла объекта. Большая часть из них принадлежит иностранным разработчикам. Такая же ситуация наблюдается и на рынке САПР. Но мы понимаем, что сегодня использование иностранного ПО при реализации крупных российских инвестиционных проектов (особенно в критически важных отраслях промышленности) несет серьезные геополитические риски — финансовые, технологические, организационные.
В этой связи мы ждем от государства и всех участников рынка осознания факта необходимости широкого применения именно российских инструментов ИМ и их популяризации.
В планах у регулятора значится внедрение единой государственной отраслевой цифровой платформы управления жизненным циклом объектов капитального строительства. Насколько оправдана такая инициатива?
— Мы поддерживаем это начинание, хотя считаем, что подходить к нему необходимо очень осторожно и только после детального обсуждения широкого перечня вопросов. Технически создать такую платформу вполне реально, но возникает масса организационных и методических вопросов. Какие объекты будут сопровождаться на данной платформе? Только те, где участвует государство? Или любые проекты, реализация которых окажет существенное влияние на инфраструктуру и экономику региона, тоже подлежат цифровизации? Кто будет платить за формирование цифрового двойника и как распределить затраты на его актуализацию при движении по всем этапам жизненного цикла, от проектирования к строительству и дальше в эксплуатацию?
Даже если мы остановимся на проектах с государственным участием, необходимо ответить на гигантское количество вопросов. Например, ежегодно в России реализуется множество различных инвестиционных проектов. Это и социальные объекты (фельдшерско-акушерские пункты, больницы, школы, жилые объекты), и инфраструктурные (дороги, мосты), и производственные (различные предприятия). Все объекты с разной стоимостью, сложностью и функциональным составом, в реализации которых участвуют совершенно разные категории компаний и людей. И здесь ключевой вопрос: как их объединить на одной платформе, организовать эффективное использование информации и принятие качественных управленческих решений?
Полагаю, есть смысл создать единую платформу для сопровождения наиболее крупных ресурсоемких стратегических проектов, выделив несколько функциональных зон для работы с одинаковыми категориями объектов: социальными, инфраструктурными, производственными и т.д.
Необходимо ли обязательное применение технологий ИМ на строительных площадках, есть ли тут негативные последствия?
— Считаю обязательным применение ИМ на этапе сооружения для крупных инвестиционных проектов с большим количеством подрядчиков и заинтересованных сторон. Российский и мировой опыт демонстрирует эффективность применения технологий информационного моделирования. При грамотном подходе ИМ позволяет как минимум соблюсти установленные сроки строительства, параллельно повышая качество принимаемых технических и управленческих решений.
К тому же затраты на применение технологий ИМ на стадии строительной площадки существенно ниже, чем затраты при простое подрядчиков в случае возникновения коллизий и принятия неверных технических решений, основанных на некорректной информации.
Заметили ли вы что по сравнению с примерами, когда ИМ не применялось, технических простоев стало меньше?
— К сожалению, такой статистики нет. Объективно, сложно оценить "чистое" влияние подобных технологий. Во многом, это не ИТ-уровень, а уровень принятия более правильных и своевременных управленческих решений, конечно же, на основе полной и достоверной информации, которую предоставляет как раз ИМ
Для каких проектов использование ИМ должно быть обязательно?
— Критерии у всех разные. В первую очередь, это стоимость реализации проекта и количество вовлеченных участников. В масштабах государства, это проекты со стоимостью реализации более нескольких миллиардов рублей.
Считаю, что заметный эффект от внедрения ИМ на стадии проектирования и строительства возможен на проектах со стоимостью строительства от 500–1000 млн. руб.
Какой опыт у вашей компании на рынке ИМ, какие услуги она представляет?
— Компания оказывает услуги комплексной поддержки жизненного цикла технологических объектов с применением технологий ИМ по трем направлениям. Это, прежде всего, полный комплекс инжиниринговых услуг (проектирование и конструирование). В компании есть свое проектное подразделение. Другим направлением является информационное сопровождение процессов жизненного цикла объектов. Например, при сопровождении строительно-монтажных работ (СМР) мы часто присутствуем непосредственно на объектах — верифицируем и оцифровываем большие объемы информации, в том числе производственные журналы, исполнительную и эксплуатационную документацию, проводим фото— видеофиксацию процессов СМР как "на земле", так и "в воздухе" с помощью БПЛА. Помогаем выявлять проектные и строительные коллизии, актуализируем информационные модели до статуса "как построено", для чего выполняем наземное лазерное сканирование и фотограмметрию. И, наконец, мы осуществляем поставку и внедрение собственных инструментов информационного моделирования — САПР ПОЛИНОМ и Систему управления инженерными данными (далее СУИД) НЕОСИНТЕЗ .
Информационная модель блока подачи сырья в среде НЕОСИНТЕЗ
Информационная модель блока подачи сырья в среде НЕОСИНТЕЗ
Опыт ГК "НЕОЛАНТ" в создании и сопровождении информационного моделирования
- Проектирование сложных производственных и инфраструктурных объектов.
- Строительство и реконструкция объектов обустройства нефтегазоконденсатных месторождений "Газпром нефть" и "Иркутской нефтяной компании", завода микроэлектроники "Ангстрем-Т".
- Реконструкция системы сброса грунтовых вод для ПО "Маяк".
- Реконструкция, эксплуатация и вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии, в том числе на Белоярской, Билибинской, Кольской, Курской, Ленинградской, Нововоронежской и Смоленской АЭС.
В чем особенность вашего подхода?
— Мы ценим время — свое, заказчика и отведенное нам на проект. Поэтому мы работаем в формате единого окна — не только разрабатываем и поставляем заказчику современные инструменты информационного моделирования, но и оказываем полный спектр консультативных и технических услуг по применению технологий ИМ, в том числе на строительной площадке и эксплуатируемом объекте; все инструменты тестируем сначала на своих специалистах и проектах и только потом предлагаем их заказчику; выполняем основной объем работ по информационному сопровождению своими силами, затем передаем компетенции специалистам заказчика или подрядчика и запускаем технологию в "автономное плавание".
Известно, что в стране существует проблема совместимости стандартов описания модели для разных стадий, проектирования, согласования, строительства, и эксплуатации. В чем заключается эта проблема и какое может быть решение?
— Попытки сформировать единый стандарт, описывающий универсальную информационную модель на всех этапах ЖЦ объекта, предпринимаются постоянно (например, ISO 15926 и CFIHOS).
Считаю, что проблема заключается в первую очередь в глубокой специфике конкретных отраслей. Формирование информационной модели нефтеперерабатывающего завода в течение жизненного цикла отличается от ЖЦ завода микроэлектроники или ЖЦ современного городского квартала.
Нам нужны достаточно верхнеуровневые стандарты, легализующие общие подходы к информационному моделированию и сопровождению жизненного цикла крупных инвестиционных проектов. Далее, необходима отраслевая персонализация.
Нет смысла создавать абстрактную универсальную модель для всех возможных категорий объектов. Как и в ситуации с единой цифровой платформой, необходимо концентрироваться на наиболее важных и стратегических отраслях, привлекать ведущих отраслевых экспертов и формировать индивидуальные стандарты с детальной проработкой для одинаковых категорий объектов.
Вы можете подтвердить, что технологии ИМ реально экономят ресурсы при строительстве. Какие условия должны быть для этого?
— Наш опыт показывает, что реальная экономия ресурсов при строительстве за счет ИМ возможна при своевременном старте применения таких технологий — на стадии проектирования. "Правильная" проектная информационная модель, сформированная в реально действующей СУИД позволит до выхода на строительную площадку существенно снизить риск возникновения коллизий при физической реализации проекта.
День простоя бригады строителей можно оценить достаточно точно. Например, классическое решение проблем, связанных с пересечением трубы под давлением с несущими строительными конструкциями, потребует остановки работ минимум на 3-5 дней. Соответственно, можем посчитать потери, связанные с простоем и срывом запуска объекта, и, как следствие, срывом производства и потери прибыли от реализации продукта за эти дни.
Своевременный анализ проектных решений в ИМ позволяет исключить возникновение большей части подобных проблем еще до начала этапа строительства. И чем более качественная ИМ в части атрибутивного насыщения и структурирования данных, тем больше вероятность снижения критичных коллизий до минимума.
Помимо междисциплинарных коллизий, важно анализировать и комплексную обеспеченность СМР. С помощью информационной модели в СУИД можно контролировать обеспеченность конкретного вида работ человеческими ресурсами, материалами, оборудованием и пр. в конкретный период времени для конкретного подрядчика. Это уже элементы 4D/5D-моделирования. Таким образом, на этапе строительства ИМ также позволяет экономить ресурсы за счет своевременно принятых корректных управленческих решений.
Визуализация процессов сооружения и монтажа (4D-модель)
Визуализация процессов сооружения и монтажа (4D-модель)
Основные препятствия для повсеместного применения технологий ИМ и распространения умного проектирования?
— Отсутствие единых нормативных подходов к оценке затрат на применение подобных технологий. Создание "правильной" проектной информационной модели, способной принести пользу на стройке, требует определенных материальных затрат.
Это не просто проектная модель для выпуска ПСД. Необходимы дополнительные мероприятия для доработки модели под задачи СМР, которые нужно согласовать, отнести на определенную статью затрат, а потом защитить в государственной или ведомственной экспертизе (мы говорим про серьезные государственные или частные инвестиционные проекты).
На этапе СМР актуализация ИМ также требует определенных затрат. Да, они в разы ниже потерь от простоев и исправления строительных коллизий, но их тоже необходимо "легализовать".
Отдельная проблема — стоимость применяемых инструментов. Иностранные САПР и СУИД напрямую зависят от курса доллара и евро, что сегодня существенно влияет на возможность приобретения необходимого количества лицензий ПО. Кроме того, применение иностранного софта для реализации российских проектов затрудняют западные санкции.
Если отечественные решения так хороши, то почему все еще пользуются иностранными продуктами? Они не всегда дороже? Подрядчики просто привыкли работать в этих средах и не видят необходимости менять систему?
— Есть хорошая поговорка — "Нет пророков в своем отечестве".
Нужно признать, что долгое время на российском рынке не было достойных российских аналогов крупных зарубежным продуктам.
Мы (Россия) начали разрабатывать свои решения со значительным опозданием и за это время рынок был существенно перекрыт иностранными поставщиками.
Маркетинговые бюджеты иностранных компаний существенно выше российских аналогов и нам зачастую сложно конкурировать с иностранцами.
Сегодня, российские программные инструменты информационного моделирования уже способны конкурировать с международными решениями, но нам приходится бороться с традиционным мнением "Импортное — лучше".
Кроме того, вокруг любого сложного программного продукта формируется ИТ-ландшафт, ИТ-активы, корпоративные стандарты, компетенции и пр.
К сожалению, нельзя просто взять и заменить один программный инструмент на другой, необходим комплекс организационно-технических мероприятий и определенные затраты.
Не все заказчики готовы идти на это ради перехода на российские технологии.
Но мы упорно работаем в этом направлении, убеждая и доказывая Заказчикам, эффективность и перспективность именно наших, российских решений.
Как вы оцениваете потенциал инструментов для умного проектирования, существующих на рынке? Их достоинства и недостатки, отечественные/зарубежные?
— Считаю, что сегодня сформировался достаточно узкий круг поставщиков инструментов информационного моделирования для сопровождения ЖЦ объектов промышленного и гражданского строительства. И так исторически сложилось, что это дорогостоящие иностранные решения.
Тем не менее, уже созданы и успешно используются российские инструменты информационного моделирования, которые вполне конкурентные западному программному обеспечению. А в ряде случаев даже опережают его. Примером этому являются наши технологии САПР ПОЛИНОМ и СУИД НЕОСИНТЕЗ.
Информационная модель установки комплексной подготовки газа в среде НЕОСИНТЕЗ
Информационная модель установки комплексной подготовки газа в среде НЕОСИНТЕЗ
Какого развития технологий умного проектирования вы ожидаете у нас в стране?
— В ближайший год или два мы вплотную подойдем к идее обязательного создания качественных информационных моделей для всех крупных экономически и социально значимых проектов. Уверен, что при этом доля российских инструментов информационного моделирования будет постоянно увеличиваться.