Каждая третья компания в России использует одну из информационных систем (ERP, CRM или SCM). Самые распространенные - ERP-системы, используемые для планирования ресурсов организации, интеграции внутреннего электронного бизнеса, - в России применяют почти четверть (23,3%) организаций, выяснила Высшая школа экономики.
© ComNews
01.12.2020

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ "Высшая школа экономики" (ВШЭ) в партнерстве с Минцифры России и Росстатом выпустил краткий статистический сборник из серии "Цифровая экономика". В издании представлены последние доступные данные официальной статистики, отражающие уровень развития цифровой экономики в России по состоянию на 2019 г. По ряду индикаторов приведены данные текущего года и международные сопоставления.

Согласно данным, приведенным в исследовании, треть компаний в России используют системы, автоматизирующие работу с ключевыми данными, такие как системы планирования ресурсов предприятия (ERP), системы управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), системы управления цепочками поставок (SCM). Самые распространенные - ERP-системы, используемые для планирования ресурсов организации, интеграции внутреннего электронного бизнеса, в России применяют почти четверть (23,3%) организаций.

По итогам 2019 г. индекс цифровизации бизнеса в России составлял 32 пункта, это 12-е место в списке стран. Показатель включает в себя уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, включенность в электронную торговлю и внедрение информационных систем, автоматизирующих процессы учета, планирования и контроля.

"Нельзя дать однозначный ответ относительно результатов исследования, тут скорее и да, и нет. Все зависит от размера компании -уровень автоматизации крупного и среднего бизнеса гораздо выше уровня автоматизации малого бизнеса. При этом крупные технологические игроки, выстраивающие вокруг себя экосистемы, сейчас очень пристально смотрят на сегменты малого бизнеса и нацелены на предоставление максимального количества цифровых сервисов этому сегменту рынка. Поэтому для объективной оценки результатов в первую очередь нужно понимать, какие компании учитывались в исследовании: объем их бизнеса, из какой отрасли, обороты, количество сотрудников и т.д. И в этом разрезе оценивать уровень автоматизации и цифровизации", - комментирует результаты исследования заместитель руководителя департамента бизнес-решений компании Softline Максим Мельситов.

Специалист убежден, что процесс цифровизации неизбежен. "Есть ряд мер, в том числе и национальные программы, направленные на развитие цифровизации как на уровне предпринимательской деятельностей, так и на уровне государственного управления и предоставления госуслуг. Например, система маркировки и прослеживания продукции "Честный знак" серьезно увеличивает цифровизацию. Она повышает прозрачность всех процессов товарооборота: от производства и логистики до отслеживания продаж, а данные о товарах передаются и хранятся в государственной информационной системе. За счет таких инструментов, связанных с обязательным взаимодействием с государственными системами, как раз и происходит цифровизация и выход бизнеса из тени", - объясняет Максим Мельситов.

"Скорее всего, не стоит ожидать радикального прорыва в области цифровизации, но, безусловно, рост в этом направлении будет. Это закономерный и естественный процесс. Несмотря на то что больше всего проектов по цифровизации сейчас на стороне крупного бизнеса, средний и малый следуют за ним. Сегодня на рынке появляется достаточное количество сервисов для малого и среднего бизнеса, и с каждым годом цифровизация для них становится доступнее и проще", - отмечает Максим Мельситов.

Директор департамента инфраструктурных решений и сервиса компании Oberon Сергей Сидоров считает, что важность цифровизации продемонстрировала пандемия. "Технологии теперь - это не модный тренд, а необходимый инструмент устойчивого развития. Именно информационные технологии в ближайшем будущем станут драйвером для экономики. По нашим наблюдениям, уровень цифровизации и автоматизации процессов выше в финансовом секторе, промышленности, телекоме и ретейле", - рассказал Сергей Сидоров.

По его словам, в эпоху повышенного спроса и предложения компании ежедневно борются за лояльность клиента, что еще больше стимулирует их к внедрению инноваций. Так, считает Сергей Сидоров, была запущена вторая волна спроса на омниканальность и модернизацию контактных центров, но уже в разрезе цифровизации каналов и сервисов, управления и сквозного анализа коммуникации с потребителем в единой точке.

"Особый интерес крупнейших российских банков и транспортных компаний направлен на умные решения в области digital-коммуникации с клиентом и эффективного централизованного управления ею, в том числе с применением глубокой речевой аналитики. Все это позволяет организациям точно знать, что происходит с потребителями на самом деле, и оперативно реагировать на изменения, корректировать предложения, сценарии их подачи и многое другое", - подчеркивает Сергей Сидоров.

По словам Сергея Сидорова, такой подход станет драйвером роста сегмента цифровизации и позволит оперативно выявлять проблемы, которые влияют на продажи и лояльность бизнеса на местах, корректировать sales & marketing-стратегии, тестировать и в минимальные сроки запускать новые сервисы для потребителей.

Исполнительный директор ООО "СБКлауд" Георгий Мегрелишвили соглашается с выводами, приведенными в исследовании, так как различные ИТ-инструменты для цифровизации и роста эффективности используют уже не только крупные корпорации, но и средний/малый бизнес. Разница в модели потребления: для СМБ более удобен формат SaaS, так как это позволяет быстро получить необходимые ИТ-решения и сервисы "из коробки", с минимальными затратами на подключение и настройку. Второй важный фактор, как объясняет Георгий Мегрелишвили, - возможность гибкого управления стоимостью использования таких решений. Компания может увеличить потребление без затрат на приобретение лицензий, так как арендует их у провайдера (как и вычислительные ресурсы, на которых развернуты ИТ-системы).

"Доступность ИТ-решений для среднего и малого бизнеса, развитие импортозамещающих продуктов. В целом сейчас компании стремительно внедряют инструменты цифровизации, так как к этому подталкивает резко изменившийся образ действий бизнеса. Переход на удаленную работу обострил спрос на решения для организации виртуальных рабочих столов, внешних защищенных хранилищ данных, услуги аренды бизнес-приложений и облачных ресурсов. Многие компании планировали эти проекты на ближайшие годы, но реальность заставила их реализовывать очень быстро, за считаные недели. Важной составляющей успеха цифровизации является уровень квалификации сотрудников - зачастую такие проекты тормозятся из-за низкой готовности персонала использовать современные ИТ-решения вместо привычных инструментов - бумажных носителей, ручного ввода и сведения аналитики и т.п.", - рассказывает Георгий Мегрелишвили.

По мнению Георгия Мегрелишвили, процесс цифровизации продолжится, однако, возможно, станет менее интенсивным в сегменте СМБ, который наиболее уязвим сейчас. "Крупные компании продолжат реализовывать программы цифровизации, так как к этому подталкивает не только необходимость быть более эффективными, но и потребность в импортозамещении и снижении зависимости от конъюнктуры мирового рынка. По данным совместного исследования банка "Открытие" и Московской школы управления "Сколково", посвященного готовности малого и среднего бизнеса к цифровой экономике (BDI - Business Digitalization Index), в РФ пока только 8% компаний имеют высокий уровень цифровизации. Среди компаний среднего и малого бизнеса эта доля составляет 17-20%. То есть потенциал цифровизации очень высок, и многие компании могут, благодаря уже имеющимся на рынке готовым предложениям, сразу перейти от базового уровня автоматизации к цифровым подходам, основанным на сквозных процессах, комплексной аналитике данных, гибком и быстром масштабировании бизнеса", - рассказал Георгий Мегрелишвили.

Новости из связанных рубрик