МТС привлекает нетелеком-продуктами
Группа МТС представила финансовые результаты за III квартал 2020 г. Выручка группы в III квартале 2020 г. выросла на 4,9% по сравнению с показателем за аналогичный период 2019 г. и составила 129 млрд руб. Такую динамику в компании объясняют ростом мобильной и фиксированной выручки в России, а также ростом потребления финтех-продуктов, медиаконтента, облачных решений и продуктов на основе IoT и Big Data.
Чистая прибыль группы МТС выросла на 2,3% в годовом исчислении до 18,8 млрд руб. Рост чистой прибыли обеспечивается устойчивыми показателями основного бизнеса группы, а также снижением чистых расходов по обслуживанию долга по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Квартальная выручка от мобильных сервисов выросла на 3%, с 83,1 млрд до 85,6 млрд руб. Показатель скорректированной OIBDA группы МТС увеличился в III квартале на 3,3% в годовом исчислении, до 58,5 млрд руб.
Президент группы МТС Алексей Корня отметил, что МТС показала более чем достойные результаты. "5%-ный рост выручки и более чем 3%-ный рост OIBDA - солидный результат", - сказал он.
Рост нетелеком-доходов группы от цифровых продуктов в III квартале 2020 г. по сравнению с III кварталом 2019 г. составил 22%. "Нам удалось компенсировать выпадающую роуминговую выручку за счет наращивания других сегментов. В III квартале мы потеряли более 3 млрд выручки от услуг роуминга", - рассказал Алексей Корня.
Первый вице-президент МТС по клиентскому опыту, маркетингу и экосистемному развитию Вячеслав Николаев завил, что МТС перестает сравнивать себя с телеком-компаниями. "Мы далеко от них отошли, так что мериться нет смысла. Мы больше времени уделяем экосистеме в целом. В этом году мы тратили больше сил, чтобы привести экосистему в слаженную ИТ-структуру", - объяснил он. Вячеслав Николаев привел пример: за этот год почти в 1,5 раза выросло количество пользователей приложения мобильного банка. Он считает достижением МТС, что все приложения компании собираются в единую экосистему: пользователю не надо регистрироваться в каждом приложении отдельно.
Выручка МТС в России по итогам III квартала увеличилась на 4,4% и составила 127,4 млрд руб., включая рост сегмента мобильной связи на 3% (до 85,6 млрд руб.), фиксированной связи - на 1,7% (до 15,2 млрд руб.), доходов МТС Банка - на 15,5% (до 8,8 млрд руб.). Выручка от продажи товаров в рознице МТС выросла на 12,2% и составила 20,3 млрд руб. Скорректированная OIBDA МТС в России увеличилась на 3,1%, до 57,2 млрд руб., чистая прибыль выросла на 15,1%, до 17,8 млрд руб. Количество абонентов мобильной связи МТС в России снизилось в годовом исчислении на 600 тыс. и составило 78,2 млн. Общее количество мобильных абонентов МТС (в том числе Россия, Армения и Белоруссия) уменьшилось в III квартале на 700 тыс., до 86 млн.
МТС улучшила прогноз по выручке на 2020 г. до роста выше 3% и рост скорректированного показателя OIBDA на уровне до 2%. Компания сохранила прогноз по уровню капитальных затрат в 90 млрд руб., включая инвестиции, необходимые для соблюдения закона Яровой.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что презентация результатов демонстрирует прочный фундамент основного бизнеса и устойчивый рост финансовых показателей (в первую очередь OIBDA) на его основе. "Опережающими темпами росли доходы от цифровых продуктов, которые увеличились на 22% в сравнении с аналогичным кварталом предыдущего года. Сейчас это основной драйвер роста выручки. Хорошие показатели роста выручки и повышение прогноза ее итогового результата до твердых 3%, тем не менее, позволяют ожидать, что лидером по этому показателю в России теперь может стать "Ростелеком", который, благодаря поглощению Tele2, рос быстрее. Трехмесячная абонентская база МТС осталась почти незыблема, но все же уменьшилась на 0,6 млн и составила 78,2 млн абонентов. Исследования компании показали, что МТС стала российским экосистемным брендом №3 (можно предположить, что первые два - это Сбер и "Яндекс"), что, безусловно, проливает свет на стратегию развития компании, тем более что 50% маркетингового бюджета направлено на продвижение пакетных и экосистемных продуктов. Компания привлекает "нетелеком-продуктами", что заставляет вспомнить формулу Джека Траута - рекламировать один продукт, объем продаж делать на другом, а прибыль получать на третьем. Среди нетелеком-продуктов - платное ТВ, количество пользователей которого возросло на 25%. Правда, платное ТВ продают и другие телекомы тоже. Количество клиентов МТС Банка выросло на 5% и составило 2,41 млн человек. Это напоминает о продолжающейся интриге, что будет с Тинькофф-банком, и, хотя Тиньков говорит, что не продастся никому, напоминает о том, что крупные банки у нас подразумеваются в качестве необходимого участника экосистемы, - прокомментировал Леонид Делицын. - Акции на российском фондовом рынке сегодня в основном дешевели, что затронуло и МТС (-0,17%). На фоне снижения индекса МосБиржи (-0,89%) можно считать реакцию фондового рынка позитивной. Дивиденды за 2019 г. выплачены в объеме 20,57 руб. на акцию, за первое полугодие 2020 г. - в размере 8,93 руб. на акцию. Учитывая, что общий размер дивидендов за 2019 г. составил 41,1 млрд руб., фондовому рынку грех жаловаться, а вот драйверы будущего роста остаются под большим вопросом. По случайному совпадению обстоятельств на 3,5% сегодня подорожали акции VEON".
Начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Георгий Ващенко считает, что реакция рынка на отчетность слабая, что обусловлено общей негативной динамикой на фоне снижения на внешних площадках. "Фундаментальные факторы отыгрываются слабо. Отчетность позитивна во всех аспектах. Абонентская база МТС устойчива. Драйверами ее роста может стать 5G/IoT, но в достаточно отдаленной перспективе. Основой роста выручки стали телекоммуникационные услуги. Маржа в этом сегменте остается высокой (44% по OIBDA). Однако перспективы увеличения рентабельности туманы. Из-за высокой конкуренции простое повышение тарифов вызовет отток абонентской базы. Необходимо предлагать новые продукты, применять неценовые способы удержания клиентов, - уверен Георгий Ващенко. - В период пандемии рос спрос на цифровые и облачные услуги, финтех-сервисы. Темпы роста этих направлений высокие. Но у компании этот сегмент занимает пока относительно низкую долю в выручке, поэтому основные показатели в значительной степени будут зависеть от успехов в ключевом направлении. Из негативных факторов, которые давят на выручку телеком-сегмента, основным является упадок международных поездок, из-за чего упали доходы от роуминга. Их восстановление ожидается не ранее II квартала 2021 г. Основой привлекательности акций остаются дивиденды. Компания потратит на это свыше 84 млрд руб., что сопоставимо с годовым объемом капзатрат. При этом долговая нагрузка находится на комфортном уровне, 14х OIBDA. Положение компании выглядит устойчивым, а финансовый прогноз на конец года обоснованным. При этом рентабельность OIBDA сохранится на нынешнем уровне. На 2021 г. прогноз благоприятный: рост выручки в пределах 5%, до 515 млрд руб., ожидания по OIBDA - 220 млрд".
Георгий Ващенко добавил, что МТС демонстрирует эластичность финансовых показателей в условиях шока и стабильно движется в направлении реализации рыночного прогноза чистой прибыли по итогам года на уровне 62 млрд руб. "Это может позволить бумагам компании стать вновь "защитными" инструментами на фоне начавшейся корректировки роста. Но поводов для того, чтобы эти бумаги стали значимыми драйверами роста в среднесрочном будущем, статистика компании по-прежнему не дает. Наша оценка справедливой стоимости данных бумаг по итогам 2020 г. составляет 335 руб. за единицу, но она, возможно, будет повышена для оценок с перспективой инвестиций до конца следующего года. Ключевая причина - практически двукратный рост активов компании за последние три года", - прокомментировал Георгий Ващенко.