Трафик, который всегда с тобой
Вчера Huawei провел онлайн-конференцию: "Как технологии помогают обществу в борьбе с COVID-19".
Ведущий эксперт в области MBB Дмитрий Конарев отметил, что во время первой волны самоизоляции, связанной с пандемией COVID-19 (для тех стран, кто ее ввел), у операторов происходит рост голосового трафика почти на 50%. На второй волне наблюдается рост дата-трафика - на 22%.
"В Китае трафик в пик вырос на 80%. А после снятия изоляции и открытия границ городов стал превышать базовый доэпидемический уровень на 30-40%. Думаю, что в России будет так же. Это связано с тем, что люди оценили дистанционную работу и обучение", - рассказал Дмитрий Конарев.
Он отметил, что в России больше всего нагрузки пришлось на сети операторов фиксированной связи - трафик на их сетях за время пандемии вырос на 25-30%.
Из опрошенных ComNews операторов фиксированной связи больше всего трафик увеличился у АО "ЭР-Телеком Холдинг".
"Очевидно, что нагрузка на сеть у всех операторов связи в период карантина заметно увеличилась. Что же касается нашей компании, то показатель роста трафика март к марту прошлого года составил 80-100%. Это связано с пиком работы на удаленке и домашним обучением наших клиентов. Динамика роста трафика в России в период пика и после пандемии, вероятно, повторит китайскую динамику. Высокий спрос на интернет-доступ сохранится, поскольку около трети пользователей не вернутся работать в офис, в прежнем понимании этого слова. Согласно проведенному нами исследованию, до 35% специалистов, работающих сегодня из дома, готовы продолжать трудиться удаленно, - рассказала пресс-служба "ЭР-Телекома", - Мы продолжаем масштабную модернизацию сети, позволяющую обеспечивать стабильную скорость соединения, расширяем пропускную емкость каналов связи, организуем прямые стыки с крупнейшими контент-генераторами".
В ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" тоже наблюдают резкий рост трафика. "По некоторым направлениям он вырос в разы - например, в первые недели карантина на 98% выросло количество звонков на международные направления от физических лиц. По корпоративным клиентам мы тоже видим рост трафика по некоторым направлениям, но не такой значительный. Например, возросло количество звонков на номера 8-800, так как они бесплатны для клиента из любого региона и вызывают доверие. Резкие скачки трафика наблюдались после публичных выступлений президента. Пики трафика после первых двух выступлений были как в Новый год, - рассказала пресс-служба МТТ. - Услуги связи востребованы как в обычное время, так и становятся особенно важны во время пандемии. Например, количество скачиваний нашего приложения "МТТ Бизнес", заменяющего офисный телефон, с началом карантина выросло на 43%. Заказы SIM-карт FMC, которые позволяют быстро организовать удаленные рабочие места, выросли на 39%. Поэтому мы приняли решение продлить наше антикризисное предложение и бесплатно предоставлять SIM-карты до конца 2020 г. Также всегда актуальны городские номера и номера 8-800, веб-виджеты для сайта и голосовые боты, которые помогут всегда оставаться на связи с клиентами. Кроме того, в ближайшее время мы планируем запуск новых продуктов как для крупного и среднего бизнеса, так и для представителей малого бизнеса, ИП и самозанятых".
В ПАО "Ростелеком" за период изоляции отметили рост как интернет-, так и голосового мобильного трафика. По оценкам экспертов компании, после снятия самоизоляции голосовой трафик вернется на прежний уровень, а мобильная передача данных продолжит расти.
"Это нетипичная ситуация: все последние годы голосовой трафик стагнировал или снижался, а передача данных, наоборот, стремительно росла. Инфекция выровняла эти два тренда, потому что большинство работает из дома и им стало необходимо поддерживать дистанционные коммуникации с коллегами, да и с изолированными другими членами семьи. По оценкам наших специалистов, после снятия ограничительных мер голосовой трафик постепенно вернется на прежний уровень, в то время как мобильная передача данных продолжит расти, в том числе за счет более широкого использования цифровых сервисов для дистанционного взаимодействия сотрудников, - рассказала пресс-служба "Ростелекома" корреспонденту ComNews. - У корпоративных клиентов зафиксирован значительный рост трафика - в среднем на 45-50% относительно доизоляционного периода. На наш взгляд, у клиентов меняется бизнес-модель, и активность использования в бизнес-процессах переносных гаджетов (смартфоны, планшеты, ноутбуки с роутерами) будет увеличиваться в разы. "Ростелеком" разрабатывает и предлагает удобные коробочные решения для малого бизнеса. Для среднего и крупного бизнеса готовим решения для синхронизации, безопасности и обеспечения бесперебойной работы всех устройств сотрудников, включая смартфоны и планшеты".
В нагрузке на сеть АО "Компания ТрансТелеКом" наблюдается другая динамика.
Пресс-служба ТТК сказала корреспонденту ComNews, что в конце марта произошел всплеск трафика приблизительно на 20% и далее небольшое его уменьшение. "В целом можно говорить об увеличении нагрузки на 10-12% в сравнении с предыдущими месяцами. Сетевая инфраструктура работает в штатном режиме. Для предотвращения перегрузок "ТрансТелеКом" скорректировал очередность реализации ранее запланированных проектов и увеличил магистральную емкость ряда направлений, а также расширил несколько пиринговых соединений с сетями партнеров", - рассказала пресс-служба ТТК. - К настоящему моменту еще рано говорить о тенденциях в связи с выходом из самоизоляции, но мы полагаем, что снижения трафика не произойдет, напротив, мы будем наблюдать его дальнейший естественный плавный рост, накладываемый на привычные сезонные колебания".
В "Акадо Телеком" с нагрузкой справляются, но прогнозы предпочитают не давать.
"На наш взгляд, сейчас преждевременно давать какие-либо прогнозы относительно трафика после пандемии. Безусловно, есть тенденция его роста, так как многие бизнес-процессы перешли в режим онлайн, а абоненты работают из дома. Что касается нашей компании, то в результате успешно выполненной поэтапной модернизации сети мы справились с нагрузкой и пропуском больших объемов трафика", - ответили в пресс-службе "Акадо" корреспонденту ComNews.
Операторы беспроводной связи считают, что после окончания режима повышенной готовности трафик уже не вернется к докризисному значению.
Руководитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева отметила, что сейчас трафик, безусловно, снизился по сравнению с пиковыми периодами, но продолжает оставаться высоким. "Пока режим самоизоляции и карантинные меры действуют, трафик продолжит сохранять прирост по сравнению с периодом до пандемии. Мы не исключаем, что у части пользователей останутся привычки к повышенному потреблению трафика и после режима самоизоляции, для чего мы предусматриваем изменения в наших продуктах и услугах", -прокомментировала Анна Айбашева.
В Tele2 считают, что из-за пандемии многие пользователи побороли собственную инертность в изучении цифрового мира и начали активно осваивать онлайн-сервисы. "После выхода из самоизоляции осознание удобства онлайн-услуг у этих клиентов останется, как и новоприобретенные привычки - таков результат вынужденной и ускоренной цифровизации. Мы ожидаем, что после окончания режима повышенной готовности потребление мобильного интернет-трафика будет выше докарантинных значений", - сказала пресс-служба Tele2.
Пресс-служба МТС в Московском регионе отметила, что наибольшую нагрузку испытывает фиксированная сеть МТС в Московском регионе в связи с переводом сотрудников многих предприятий и учащихся на удаленный формат. "Усредненный трафик домашнего интернета вырос более чем на 40%, в пиковые часы - выше 70%. В последнее время мы наблюдаем стабилизацию трафика на новом уровне и считаем, что он вряд ли вернется к прежнему уровню - режим вынужденной самоизоляции ускорил переход населения и бизнеса на цифровые технологии", - пояснила пресс-служба оператора.
В среднем по России голосовой трафик в сети "МегаФона" вырос на 15%, мобильный интернет - на 10-12%, а дневной трафик домашнего интернета увеличился на 30-50% в зависимости от региона. Такие данные привела пресс-служба ПАО "МегаФон". "У нас есть хороший запас емкости, в текущей ситуации мы активно инвестируем усилия и денежные ресурсы в поддержание устойчивости сети, чтобы обеспечить высокое качество и непрерывность предоставления услуг", - заверили в пресс-службе "МегаФона".
Рост трафика и прогнозы по его остаточным значениям после пандемии отметили не только в России и Китае.
Алексей Буянов, венчурный предприниматель, директор АО "Казахтелеком" и ПСД АО "Кселл" отметил, что тенденция у всех телекоммуникационных операторов похожа. Он рассказал, что по внешним каналам группы компаний "Казахтелеком" также наблюдался рост интернет-трафика и к концу апреля на пике карантина составил порядка 20%, общий прирост трафика на кеширующих серверах составил порядка 15%.
"В целом, после выхода из карантина прогнозируется, что трафик не снизится полностью до уровня докарантинного периода, он останется на 15-20% выше относительно уровня в начале пандемии для интернета и порядка 9% - для кеширующих серверов. Причины такого роста трафика - это рост активности существующих абонентов, новые абоненты, активное потребление видеоконтента, переход на удаленную форму работы из дома и использование видеоконференцсвязи и онлайн-обучение у школьников. Группой компаний "Казахтелеком" предприняты следующие меры по управлению трафиком: расширение внешних интернет-каналов "Казахтелекома" на 25%, анализ структуры трафика внешнего интернет и кеш-серверов, снижение битрейта видеоконтента HD до SD от топ-контент-провайдеров, расширение кеш-серверов Google, Facebook, Netflix, Vkontakte, Cloudflare, Akamai на 30%", - рассказал корреспонденту ComNews Алексей Буянов.