ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и партнеры смогли перевести на другие спутники 44% пользователей услуг в Ка-диапазоне с космического аппарата "Экспресс-АМ6", который пострадал из-за возникших неделю назад проблем в системе терморегулирования. Этот борт обслуживал 6133 терминала Ка-диапазона, и 2694 из них удалось переключить на спутники "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМУ1" и "Экспресс-АМ33". Кроме того, часть абонентов переключились на спутник "Ямал-601" компании "Газпром космические системы" (ГКС).
© ComNews
30.04.2020

25 марта 2020 г. ГПКС провело реконфигурацию полезной нагрузки на космическом аппарате "Экспресс-АМ6", который находится в орбитальной точке 53° в.д., выключив на нем все 12 транспондеров Ка-диапазона. Причиной выключения стала аномальная работа жидкостного контура системы терморегулирования этого спутника и, как следствие, невозможность эксплуатации аппарата в полной конфигурации. Производителем "Экспресс-АМ6" выступило АО "ИСС им. академика М.Ф. Решетнева" (Железногорск) - оно же является создателем системы терморегулирования. Полезную нагрузку для этого спутника создала канадская корпорация MDA при посильном участии НИИ радио.

ГПКС совместно с компаниями-операторами перевели часть пользователей услуг в Ка-диапазоне на другие космические аппараты. Прежде всего была предпринята попытка переключить пострадавших абонентов на спутник "Экспресс-АМ5" в позиции 140° в.д., который изготовлен вместе с "Экспрессом-АМ6" в 2011-2013 гг. (он также оснащен 12 Ка-транспондерами).

Часть Ка-терминалов с АМ6 переведены на спутник "Экспресс-АМУ1" (36° в.д.): он находится в совместном использовании ГПКС и Eutelsat (последняя обозначает этот борт как Eutelsat 36C - на нем расположено 12 лучей Ка-диапазона). "Сервис будет предоставляться в 10 лучах космического аппарата "Экспресс-АМУ1". Для переключения абонентов потребуется настройка антенн на новый спутник. ГПКС благодарит отраслевое сообщество, включая представителей компаний "Евтелсат Нетворкс", "Ка-Интернет" и Hughes Network Systems, за содействие и помощь", - сказано в официальном сообщении на сайте ГПКС. (ООО "Евтелсат Нетворкс" - дочерняя компания Eutelsat в России).

Директор департамента продаж операторских и корпоративных решений ФГУП "Космическая связь" Михаил Глинка рассказал корреспонденту ComNews, что на момент выключения Ка-диапазона на спутнике "Экспресс-АМ6" в нем было зарегистрировано 6133 терминала спутниковой связи. "Благодаря предпринимаемым усилиям на космический аппарат "Экспресс-АМ5" переведено 1687 терминалов, на спутник "Экспресс-АМУ1" - 961 терминал. Учитывая, что спутниковая связь, как правило, применяется в труднодоступных регионах, эти цифры за один месяц работ по переводу, да еще и в жестких карантинных условиях - очень хороший показатель".

Однако не все пострадавшие абоненты "Экспресса-АМ6" оказались в зоне охвата спутников "Экспресс-АМ5" или "Экспресс-АМУ1, и их пришлось переводить в другой частотный диапазон (что означает не только перестройку антенн, но и замену приемного оборудования). "Для тех пользователей, которые оказались вне зоны обслуживания космических аппаратов "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМУ1", ГПКС развернуло сеть связи в Ku-диапазоне частот на спутнике "Экспресс-АМ33". В настоящее время в эту сеть переведено 46 терминалов. Сети в Ku-диапазоне на спутнике "Экспресс-АМ6" продолжают работать в прежнем режиме", - сообщил Михаил Глинка. Таким образом, ГПКС смогло перевести на другие спутники 2694 терминала, работавших в Ка-диапазоне на спутнике "Экспрес-АМ6". Кроме того, часть пользователей АМ6 перешли на спутниковую группировку "Ямал" компании ГКС.

Большую роль в процессе по переключению сыграли VSAT-операторы. Все мигрировавшие со спутника "Экспресс-АМ6" абоненты АО "РТКомм.РУ" переведены на альтернативные космические спутниковые аппараты и продолжают пользоваться услугами связи. Об этом корреспонденту ComNews рассказал PR-менеджер "РТКомм" Алексей Пентегов. "Большинство абонентов "РТКомм.РУ", пользовавшихся услугами связи при помощи Ка-диапазона спутникового аппарата "Экспресс-АМ6", переведены в Ка-диапазон спутников "Экспресс-АМ5", "Экспресс-АМУ1" и "Ямал-601", - добавил он.

Из всех абонентов "Радуга-Интернет", подключенных на спутнике АМ6 в Ка-диапазоне, на данный момент уже удалось перевести на "Экспресс-АМУ1" более 20%, на "Экспресс-АМ5" - более 42%. "Для остальных абонентов АМ6 производится замена оборудования, в зависимости от территориального местоположения абонента, для дальнейшего перевода на спутники "Ямал-401", "Ямал-402", "Экспресс-АМ33", - рассказал представитель "Радуга-Интернет".

Акционер оператора спутниковой связи "Ка-Интернет" Сергей Пехтерев рассказал ComNews, что абонентам в Ка-диапазоне, в зависимости от их географического положения, было предложено перейти на "Экспресс-АМУ1" либо на "Экспресс-АМ5".

"Тем абонентам, кто не попал в зоны покрытия этих двух спутников, ГПКС предложило возможность работы на "Экспресс -АМ33" в Кu-диапазоне, но в этом случае необходима замена VSAT-терминала у абонента. Небольшая часть абонентов могла быть переключена на "Ямал-601" компании "Газпром космические системы", - говорит Сергей Пехтерев.

На проведенном на этой неделе ГПКС круглом столе "Бизнес-диалог. Спутниковый интернет: К 75-летию Победы" Сергей Пехтерев рассказал: "Специальная акция ГПКС к 75-летию Победы была смазана большой неприятностью с АМ6: на полпути пришлось остановиться и заняться спасением абонбазы. Пока прошел всего месяц работы без АМ6, а мы за годы работы с ним создали большую абонбазу. Мы смогли перебросить существенную часть клиентов на АМ5 - хоть это и было непросто. Мы частично перевели абонентов на АМУ1 - ГПКС договорилось с Eutelsat Networks, - спасибо Hughes за то, что они развернули платформу Jupiter на "Экспресс-АМУ1". И наши многолетние усилия по привлечению абонентов не пропали. Прошу ГПКС продлить возможность подключения по акции к 75-летию Победы, может, и не до дня победы над Японией, но хотя бы до дня России".

Константин Ланин, глава представительства, региональный директор в России и СНГ Hughes Network Systems на круглом столе ГПКС сказал, что при помощи оборудования его компании удалось на несколько сотен километров расширить зону охвата одного из лучей на "Экспрессе-АМУ1".

Генеральный директор ООО "Стриж" (ГК "Искра") Андрей Ромулов констатировал, что силы его компании брошены на спасение клиентов спутника "Экспресс-АМ6". "Многие из них не попадают в зону охвата альтернативных Ка-спутников, и мы ищем возможности их перевода в диапазон Кu", - пояснил он.

В то время как операторы спутниковой связи говорят, что часть абонентов переведены на спутник "Ямал-601", ГПКС не располагает подобной информацией. Михаил Глинка на вопрос корреспондента ComNews о том, принял ли ГКС каких-то Ка-абонентов с АМ6 на спутник "Ямал-601", ответил: "У нас нет такой информации. Однако следует отметить, что ГПКС и операторы сетей при планировании перевода клиентов на другие спутники руководствуются необходимостью минимизировать затраты пользователей. Абоненты, которых переключают на спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМУ1", продолжают использовать прежнее оборудование. Перевод же на космический аппарат "Ямал-601" потребовал бы полной замены абонентского терминала, что в текущей ситуации неприемлемо", - подчеркнул он.

В АО "Газпром космические системы" хотя и заметили увеличение спроса на услуги со спутника "Ямал-601", тоже достоверно не знают, переходили ли на него пользователи АМ6. Заместитель генерального директора по развитию бизнеса ГКС Игорь Кот объяснил, что стратегия продаж ресурса спутника "Ямал-601" предусматривает реализацию львиной доли пропускной способности системы Ка-диапазона через VNO-операторов.

"Таких компаний, сотрудничающих с нами, уже более двух десятков. Многие из них предоставляли услуги и через ныне проблемный "Экспресс-АМ6". У каждого из этих операторов свои мероприятия по сохранению клиентской базы в сложившейся ситуации. Поскольку это их прерогатива выстраивать отношения с конечными потребителями, мы достоверно не знаем, по какому пути они пошли. Сложность перевода клиентов, потреблявших услуги спутника "Экспресс-АМ6", на "Ямал-601" заключается еще и в том, что мультисервисные платформы, работающие с этими спутниками, построены на разных технологиях, что требует при переходе на новый спутник замены абонентского оборудования. Тем не менее в последнее время мы ощущаем быстрорастущий интерес к услугам на базе спутника "Ямал-601". VNO-операторы закупают большие партии абонентских терминалов как у ГКС, так и напрямую у производителя. Это значит, что спрос на услуги спутникового широкополосного доступа через "Ямал-601" увеличивается. Но мы связываем это не столько с проблемами "Экспресс-АМ6", сколько с общей ситуацией в стране и в обществе, когда потребности в дистанционной работе, обучении, да и просто в человеческом общении растут, и часто удовлетворить их можно только с помощью спутниковой связи. Наш небольшой опыт прямых продаж услуг широкополосного доступа конечным пользователям подтверждает этот вывод", - рассказал Игорь Кот корреспонденту ComNews.

Новости из связанных рубрик