Цифровая революция в реальности
Коник главный редактор ComNews
За время режима повышенной готовности, который ввели правительства всех 85 российских субъектов Федерации, в онлайн-среду перешло очень многое: совещания с коллегами по работе, учеба, конференции, развлечения, покупки и заказ доставки, но вчера сразу несколько городов страны охватило невиданное доселе явление - цифровые митинги. Платформой для этих протестных выступлений стал "Яндекс.Навигатор", причем "Яндекс" - былой поборник свободы в интернете - судорожно вычищал наиболее крамольные заявления.
Случись это год назад, никто бы и внимания не обратил на то, что в разделе "Разговорчики" "Яндекс.Навигатора", где предполагаются сообщения о дорожных событиях от водителей, люди стали массово изливать раздражение и гнев в адрес властей, которые весьма неуклюже управляются с коронавирусной историей. Но в ситуации, когда почти вся жизнь россиян перешла в онлайн, цифровой митинг выглядит столь же грозно, как марш на Кремль или штурм Зимнего.
Первым знамя цифровой революции поднял вчера не вольнодумный Питер и не якобинская Москва - первый в истории цифровой митинг полыхнул в середине дня в Ростове-на-Дону. Ростовчане отмечали в приложении "Яндекс.Навигатор" точки у здания правительства Ростовской области и оставляли комментарии, в большинстве которых требовали ввести режим чрезвычайной ситуации (ЧС), выплатить пособия и вернуть возможность работы. Количество точек на экране прирастало с пугающей быстротой, и создавалось полное ощущение, что народ пошел на приступ обладминистрации (хотя физически на площади Советов в Ростове-на-Дону не было ни души).
Эстафету Ростова подхватил Красноярск: там пользователи "Яндекс.Навигатора" также устроили онлайн-пикет здания краевого правительства, примерно с теми же лозунгами. Во второй половине дня волна цифровых митингов охватила десяток городов (включая Воронеж, Уфу, Нижний Новгород, Петербург). А к вечеру взорвалась Москва.
Российская столица наполнилась сотнями "цифровых демонстрантов", и было видно, что терпение людей иссякло (см. принтскрины в качестве иллюстрации). Подавляющее большинство сообщений говорили о том, что у людей без работы кончаются деньги, что у них дома голодные дети и животные, что они устали сидеть в четырех стенах, как в тюрьме, но с огромным отрывом побеждало требование о введении ЧС. Логика россиян понятна: закон "О чрезвычайном положении" (№3-ФКЗ) гарантирует, что все пострадавшие от введения ЧС должны получить возмещение материального ущерба. Но мало кто отдает себе отчет в том, что даже введение режима ЧС никого не озолотит: ст.27 этого закона гласит, что порядок выплаты компенсаций гражданам и компаниям определяет правительство. А руководство страны уже показало, на что могут рассчитывать граждане и бизнес: из телевизора несутся красивые слова и посулы главы государства, а на деле помощь этого государства близка к нулю.
Президент страны говорит, что банки должны предоставить кредитные каникулы тем, чей доход упал на 30% и более. На деле банки устанавливают для таких каникул предельный размер займа - например, 250 тыс. рублей для кредита наличными. Если же кто-то сдуру взял у банка, скажем, 300 тыс. рублей - пусть этот любитель красивой жизни разбирается с проблемами сам. Мало того, за время кредитных каникул банк все равно начисляет проценты (в размере 2/3 от среднерыночной ставки по кредитам). Малому и среднему бизнесу из пострадавших отраслей первое лицо государства повелевает предоставить беспроцентные кредиты на выплату зарплаты, но на деле оказывается, что сумма рассчитывается вовсе не из реальных зарплат в конкретной компании (официальных, с которых исправно платились все налоги и взносы): на каждого сотрудника можно получить лишь по шесть МРОТ, но и для этой мизерной помощи бизнес должен встать на уши и предъявить банку нужные коды ОКВЭД (реальная деятельность никого не интересует). Очевидное несоответствие между провозглашением всего апреля нерабочим месяцем и требованием ко всем работодателям сохранить сотрудникам зарплату доводит до отчаяния множество компаний, которые еще месяц назад видели исключительно позитивные перспективы.
В Москве это общероссийское недовольство усугубилось введением цифровых пропусков. Российская столица на протяжении последних лет позиционировала себя как "умный город", презентовала всяческие цифровые сервисы и кичилась попаданием в различные мировые рейтинги smart cities. Московские власти щедро оплачивали "цифру": бюджет городского Департамента информационных технологий в 2019 году составил почти 61 млрд рублей, а в 2020 году ему выделено 80 млрд рублей. Для сравнения - более чем у половины субъектов Федерации (если быть точным - у 44) годовой бюджет меньше. Этот список регионов возглавляют Ярославская область и Удмуртская Республика, бюджетные расходы которых в 2020 году запланированы в сумме 77,9 млрд рублей и 77,6 млрд рублей соответственно, а замыкают Калмыкия и Еврейская АО - 16,3 млрд рублей и 11,8 млрд рублей. Однако при запуске цифровых пропусков столичные власти допустили все возможные ошибки и проделали это так неуклюже, что в глазах москвичей город еще долго будет выглядеть "глупым".
Все эти умонастроения и вылились в цифровые протестные митинги, яростности которых мог позавидовать "Марш миллионов" на Болотной площади восемь лет назад. Многие вчерашние высказывания в "Разговорчиках" "Яндекс.Навигатора" были столь жесткими, что "Яндекс" (выросший из территории свободы - интернета) бросился удалять самые залихватские из них. Но сил модераторов "Яндекса" явно не хватало: в интервале 19:00-21:00 ежеминутно появлялось по сотне сообщений, самые мягкие из которых гласили "Дайте денег или работы. Жрать нечего" и "Даешь безусловный базовый доход!". В описании сервиса "Разговорчики" сказано: "Сообщения о дорожных событиях отображаются около 20 минут, каждое подтверждение события от других пользователей увеличивает это время". То ли из-за подтверждений, то ли из обилия сообщений, но срок их "жизни" растянулся до 40 минут (если выкрик не падал под топором модератора "Яндекса"). К 21:00 "Яндекс", видимо, понял, что вычистить все злые сообщения вручную он не сможет и подкрутил период отображения сообщений: с 21:10 они стали "жить" всего по 9 минут.
Занимаясь удалением сообщений с критикой властей, "Яндекс" оказал сам себе медвежью услугу. Пользователи, увидев исчезновение сообщений, устроили ему выволочку за холуйство. Вот примеры таких "цифровых пощечин": "Модераторы "Яндекса"... у вас сегодня много работенки? да? в отличие от миллионов наших жителей", "ну что, "Яндекс", продался? А сколько убытков вам принесет потеря лояльности клиентов после вашего позорного подчиста комментариев? Вводите ЧС, иначе люди с вилами и факелами выйдут!", "Какой позор, "Яндекс" занялся разгоном виртуальных митингов".
Вчерашняя волна "цифровых митингов" в России - неприкрытый сигнал для региональных и федеральных властей. В обычные времена народ сквозь пальцы смотрел на ежегодное асфальтирование одних и тех же улиц, бесконечную замену тротуарной плитки и бордюров да усмехался неумелой вороватости чиновников, читая очередное разоблачение Алексея Навального. Но того, что власть бросила людей в трудную минуту, предоставила каждому человеку и каждой компании выгребать из коронавирусного водоворота самостоятельно, народ не простит. На "цифровые митинги" вышел именно народ - это не удастся списать на иноагентов или пресечь "суверенным Рунетом". Даже если "Яндекс" проявит окончательное лизоблюдство и закроет "Разговорчики", возможностей для организации "цифровых митингов" в интернете масса. К примеру, вчера Владивосток уже начал бузить в сервисе 2ГИС. Если власть не одумается и не вспомнит про народ, "цифровые митинги" грозят перерасти в офлайновую революцию. Может быть, даже до окончания режима [само]изоляции.