Составлен рейтинг городов России по качеству общественного транспорта
Компания Simetra, центр компетенций в области транспортного планирования, проанализировала работу транспортных систем в 60 крупных городах России и составила рейтинг качества общественного транспорта. Из исследования исключены Москва и Санкт-Петербург в силу их существенных отличий от других городов. Многие крупные города, в том числе региональные центры, не включены в рейтинг из-за отсутствия достоверных унифицируемых данных.
Эксперты компании проанализировали пять групп параметров: физическую и ценовую доступность для населения, эффективность транспортной сети, комфорт и безопасность. Этот рейтинг – первый опыт подобного исследования в России.
В качестве источников для анализа использованы программные средства ГИС-анализа и поисково-информационные картографические службы, официальные источники открытых данных, в том числе государственная статистика, а также сторонние источники (региональные новостные порталы, общественные проекты и базы данных).
Первая "десятка" рейтинга выглядит следующим образом:
- Екатеринбург (73,5 балла)
- Ижевск (70,6 балла)
- Самара (69,3 балла)
- Казань (68,8 балла)
- Волгоград (65,1 балла)
- Нижний Новгород (64,9 балла)
- Новосибирск (64,0 балла)
- Киров (64,0 балла)
- Пермь (63,4 балла)
- Магнитогорск (63,2 балла)
"Мы надеемся, что сформированная в процессе работы оценка качества транспортного обслуживания позволит отразить актуальную картину состояния общественного транспорта в стране и создаст базу для наблюдения динамики. Кроме того, этим исследованием мы стремимся привлечь внимание к проблеме информационного обеспечения деятельности общественного транспорта, помочь регионам свежим взглядом посмотреть на существующие социальные стандарты транспортного обслуживания населения", – подчеркнул генеральный директор компании Simetra Владимир Швецов.
Подробнее о проанализированных параметрах.
Физическая доступность: близость остановочных пунктов относительно мест проживания жителей и мест притяжения. Их анализ показывает, как быстро потенциальный пассажир может добраться до ближайшей остановки, а также до места назначения.
Ценовая доступность: качество обслуживания через призму финансовых возможностей пассажиров. Ключевой мерой сравнения в данной группе выбран социально обоснованный тариф (СОТ) – стоимость разового билета, рассчитанная с учетом средневзвешенных душевых доходов населения.
Эффективность транспортной сети: параметры системы общественного транспорта, имеющие непосредственное отношение к процессу перевозки пассажира и влияющие на скорость перемещения.
Группа "Комфорт и удобство": тарифная система и функциональность транспортной карты, сервисы информирования о работе транспортной системы, имиджевая составляющая и характеристики подвижного состава.
Безопасность и устойчивое развитие: показатели, характеризующие потенциальные риски использования общественного транспорта для пассажира. В группу также входят показатели, связанные с экологической обстановкой в городе (состояние электротранспорта), что одновременно является гарантом устойчивого развития территории.