COVID-19 заразил доходы Tele2 в Москве
В сложившейся ситуации из-за COVID-19 компаниям из многих секторов рынка сложно выжить. Одним из секторов, которым аналитики пророчат если не расцвет в разгар пандемии, то безоблачное будущее после нее, является телеком (см. новость ComNews от 6 апреля 2020 г.). Похоже, что Tele2 оказался первым мобильным оператором, который ощутил негативное влияние COVID-19 на свой бизнес.
По данным ComNews, с прошлой недели десятки собственников зданий в Москве (в том числе ТСЖ) стали получать от компании Tele2 письма с просьбой снизить арендную плату за использование мест на крышах зданий для размещения базовых станций. В распоряжении ComNews есть копии таких писем.
"Массовое закрытие непродовольственных магазинов, залов кафе, ресторанов, стадионов и других объектов привело к снижению трафика посетителей более чем на 70%, как следствие, произошло снижение трафика и дохода на сети Tele2. В целях развития взаимовыгодных партнерских отношений предлагаем в соответствии с п.2 ст.19 Федерального закона от 01.04.2020 №98-ФЗ рассмотреть вопрос о снижении платы по договору на 70% (семьдесят процентов) в месяц на срок с 01 апреля 2020 г. до 01 мая 2020 г. и заключить соответствующее дополнительное соглашение к договору", - говорится в каждом письме. Эти письма, заверенные печатью ООО "Т2 Мобайл", подписал руководитель группы по аренде региона "Центр" Tele2 И.Е. Баранов. Референт руководителя компании, которая владеет высотным зданием на севере Центрального административного округа (ЦАО) Москвы и получила такое письмо от Tele2, сообщил ComNews: "На крыше и верхнем этаже нашего здания размещено оборудование нескольких сотовых компаний. Мы успешно сотрудничаем с ними на протяжении многих лет, повышаем цену на аренду разве что на величину инфляции. Поэтому письмо от Tele2 вызвало у шефа негодование. От других сотовых операторов мы ничего подобного не получали, поэтому странно, что доходы снизились именно у Tele2".
Среди тех, кто получил подобные письма от Tele2 - и ТСЖ "Харитонье", председателем которого является Виталий Слизень (одновременно он возглавляет группу компаний Inoventica). По его словам, это письмо вызвало у него недоумение. "Большинство жителей нашего ТСЖ являются клиентами Tele2. Из-за вынужденной самоизоляции объем потребления телекоммуникационных услуг только растет, а компания просит 70%-ную скидку на аренду, ссылаясь на обвал трафика и доходов!" - говорит Виталий Слизень. Он также добавил, что рост трафика у операторов связи наблюдается и по всей сети: "Inoventica за последние недели расширила каналы по просьбам многих операторов, так как у всех произошел лавинообразный рост трафика".
Рассылает ли Tele2 подобные письма в других городах и регионах России, ComNews вчера выяснить не смог.
Представитель пресс-службы Tele2 Дарья Колесникова так пояснила корреспонденту ComNews рассылку писем с просьбой о снижении арендной платы на 70%: "Мера не является массовой: в новых реалиях отдельные региональные команды ищут способы оптимизации бюджета и компенсации выпадающих доходов. В целом такие обращения не являются исключительными: на местах компания индивидуально договаривается о стоимости аренды, и вопрос пересмотра цен поднимался прежде в зависимости от изменений конъюнктуры рынка".
Остальные сотовые операторы "большой четверки" заверили ComNews, что не пытаются использовать пандемию SARS-CoV-2 как предлог для продавливания партнеров. Руководитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" Анна Айбашева подчеркнула, что компания даже обратилась к собственникам объектов инфраструктуры с просьбой не выключать оборудование в случае возникновения проблем с оплатой по вине третьих лиц. "Это письмо носило превентивный характер - на случай возникновения ситуации по вине третьих лиц, участвующих в процессе оплаты. "ВымпелКом" соблюдает платежную дисциплину со всеми партнерами. Обеспечение бесперебойности работы сети в текущей ситуации - это самая важная задача для операторов, и мы хотим исключить даже минимальные риски", - пояснила Анна Айбашева корреспонденту ComNews.
Пресс-секретарь группы МТС Алексей Меркутов отметил: "С каждым контрагентом и арендодателем мы работаем индивидуально. Вне зависимости от нынешней ситуации, там, где есть возможность снизить затраты, мы решаем вопросы в рабочем порядке". По его словам, закономерно, что рост трафика приходится на спальные районы городов, пригороды и дачные поселки, в то время как в центральных и деловых районах потребление услуг связи снизилось. "На примере Московского региона видно, что на начало апреля 15% жителей столицы, которые являются абонентами МТС, приняли решение переждать период самоизоляции за пределами города, - рассказал Алексей Меркутов корреспонденту ComNews. - В отдаленных от центра районах объем голосового трафика увеличился на 34%, мобильной передачи данных - на 20%. В центре столицы, наоборот, объем голосового трафика упал на 37%, дата-трафика - на 66%. В целом же объемы голосового и дата-трафика в Москве остались на прежнем уровне, так как рост в спальных районах компенсировал падение в ЦАО. В фиксированных сетях объемы трафика выросли за месяц на 40% и продолжают расти".
Схожую динамику трафика приводит и "МегаФон". Пресс-секретарь ПАО "МегаФон" Михаил Ивонин прокомментировал: "Нагрузка по голосу на одну базовую станцию в пределах третьего транспортного кольца уменьшилась в среднем на 15%, а в районе МКАД и ближнем Подмосковье, наоборот, выросла в пределах 20%. На текущую работу сети это не оказывает существенного влияния. Тем не менее мы непрерывно увеличиваем пропускную способность нашей инфраструктуры, чтобы обеспечить высокое качество и непрерывность предоставления услуг нашим абонентам".
Аналитик на телеком-рынке напомнил, что большинство тарифов на мобильную связь в России фиксированные. "Даже если из-за пандемии люди стали меньше использовать голосовую сотовую связь и перешли на Wi-Fi, оператор не должен потерять выручку с абонента. Поскольку в общем случае подписчик платит не за минуты разговора, а цену за пакет, которая осталась прежней", - объяснил он.
Рост трафика и, как следствие, неуменьшение доходов фиксируют и зарубежные операторы мобильной связи. Например, оператор Vodafone сообщил, что за время пандемии SARS-CoV-2 зафиксировал рост мобильного трафика в Великобритании на 42%, а интернет-трафик в сотовой и фиксированных сетях увеличился на 30%. В среднем по всем странам Европы, в которых работает Vodafone, прирост трафика в сотовых сетях составил более чем 40%. Мобильный дата-трафик в европейских сетях Vodafone увеличился на 15%, при этом в Испании и Италии (двух наиболее пострадавших от пандемии странах) в пиковые периоды трафик сотовых данных на 30% превышал докоронавирусные показатели.
В США два крупнейших оператора - Verizon и AT&T сообщили в конце марта о росте трафика в сотовых и фиксированных сетях на 22% и 27% соответственно, по сравнению с тем же периодом 2019 г. Verizon также заявил о росте мобильного трафика от видеоигр на 75%, а третья по величине американская сотовая компания T-Mobile - на 45%.
Крейг Лабовиц, главный директор по технологиям Nokia Deepfield в подразделении Nokia, отвечающем за интеллектуальные сетевые решения, аналитику и борьбу с атаками DDoS, рассказывает: "Сразу же после введения карантина мы увидели рост пикового трафика в рабочие дни более чем на 45%, а иногда более чем на 50%; вечерний трафик в выходные дни увеличился на 20-40% по сравнению с днями до карантина". Эти аналитические результаты получены из решений Nokia Deepfield.
В недавнем отчете аналитическая компания GlobalData дала прогноз, что телекоммуникационный сектор будет переживать расцвет в эпоху после COVID-19: "Коронавирус, безусловно, является наиболее значимой темой, которая повлияет на индустрию технологий и телекоммуникаций в 2020 г. Однако его действие будет краткосрочным". По ожиданиям GlobalData, в период после COVID-19 телекоммуникационные компании войдут еще более сильными с точки зрения доходов и абонентских баз, так как "показатель connectivity в мире повысится, а предприятия будут лучше подготовлены к таким бедствиям".