Путин увеличил спрос на доставку еды
Значительный рост спроса на онлайн-заказы российские продуктовые ритейлеры фиксируют с начала марта. В связи с массовым переходом на удаленную работу и введением режима самоизоляции у гипермаркета "Утконос" количество доставок за прошлый месяц увеличилось почти на 40%, по сравнению с февралем этого года. В "Яндекс.Лавке" в обеих столицах спрос вырос на десятки процентов. При этом он увеличился на все категории товаров.
"Еще несколько недель назад рост спроса охватывал в основном товары длительного хранения. Теперь же люди больше заказывают овощи, фрукты, хлеб, молоко, яйца, воду. Самым продаваемым товаром в "Лавке" остаются медицинские маски", - говорит представитель "Яндекса" Елизавета Азнавур.
Менеджер по связям с общественностью "Утконос Онлайн" Юлия Володяева соглашается, что в марте продукты питания с длительным сроком хранения, действительно, продемонстрировали опережающую динамику по сравнению с остальными категориями. Рост продаж круп у ритейлера составил 173% относительно февраля и 220% относительно прошлого года. Продажи консервов выросли на 183% к прошлому месяцу. Продажи средств гигиены в марте увеличились на 94% относительно февраля.
Количество заказов в сервисе экспресс-доставки в Москве и Санкт-Петербурге "Самокат" (владеют ПАО "Сбербанк" и холдинг Mail.ru) увеличилось на 40%. Растут продажи бакалеи (плюс четверть заказов), тушенки, мучных продуктов и товаров для дома. Как отмечает основатель "Самоката", Вячеслав Бочаров, увеличилось количество позиций и частота доставки.
В условиях ажиотажа большинство сервисов увеличивают сроки доставки. Сделав заказ онлайн, можно получить продукты через неделю. Вице-президент по электронной коммерции "Азбуки Вкуса" Дмитрий Лебедев говорит, что сразу после обращения президента к населению, в котором он объявил неделю выходных, спрос на доставку резко вырос. "По итогу тогда, в четверг, мы приняли в два раза больше заказов, чем днем ранее. Не все заказы успеваем довозить своевременно. По нескольку десятков заказов в день приходится переносить, принося извинения клиентам", - переживает представитель ритейлера.
По словам Дмитрия Лебедева, появился тренд на доставку в область. "Раньше наши ресурсы не предполагали активной работы на область, но мы идем навстречу спросу - на этой неделе расширяем мощности доставки в дальнее Подмосковье за МБК", - сказал специалист. "Азбука" подключает дополнительные курьерские службы и увеличивает штат персонала. С 1 апреля ритейлер запустил доставку в "Яндекс.Еде".
По данным опрошенных продуктовых онлайн-магазинов, за минувшую неделю спрос с готовой еды сместился на фреш-категорию. Активнее, чем прежде, стали покупать молочные продукты, рыбу, мясо, овощи и фрукты, а значит, готовить дома. Вслед за ростом цен у поставщиков увеличивается розничная стоимость овощей. "От закупки единичных наименований приходится временно отказаться. На прошлой неделе мы не закупали корень имбиря, так как его оптовая цена взлетела до 2000 руб. за килограмм. На этой неделе имбирь вернули, когда нашли на рынке по вменяемой цене. Подорожал и лимон. Сейчас в рознице он стоит 400 руб. за кг", - поделился наблюдениями представитель "Азбуки Вкуса".
Спрос на доставку готовых блюд на выходной неделе тоже подскочил. В "Яндекс.Еде" количество заказов сопоставимо с показателями в Новый год, 8 Марта и 23 Февраля. В сервисе доставки готовой еды от "Азбуки" "Экспресс Меню" за нерабочую неделю количество заказов относительно прошлой недели выросло в два раза, средний чек - на 40%. В течение двух последних недель по всей доставке ритейлера общее количество онлайн-заказов в Москве и Санкт-Петербурге выше, чем обычно, на 60%, а средний чек - на 37% в сравнении год к году.
Кафе и рестораны в условиях пандемии массово переключаются на доставку. "Мы получили в шесть раз больше заявок на подключение к "Яндекс.Еде", чем в феврале. За март с сервисом начали работать 2,5 тыс. новых ресторанов, из них 1000 - только за прошлую неделю", - уточнила Елизавета Азнавур.
К доставке подключаются и заведения высокой кухни, которые до пандемии не работали на вывоз. По данным исследования Data Insight и Delivery Club, за март 18% всех ресторанов организовали доставку или подключились к внешним сервисам. Еще 9% заведений намерены сделать это в ближайшее время. До эпидемии коронавируса доставка была менее чем у половины (42%) российских ресторанов.
Все ритейлеры и сервисы активно нанимают курьеров, чтобы успевать с заказами. "В планах компании - довести штат до 3,2 тыс. курьеров и закупщиков", - говорит управляющий и сооснователь сервиса доставки продуктов iGooods Григорий Кунис. Из-за растущего спроса iGooods перешел на новые серверы, которые способны выдержать нагрузку в четыре раза выше сезонной. На нерабочей неделе спрос в сервисе вырос в Москве, Сургуте и Оренбурге в 2,5 раза, в Санкт-Петербурге - в два раза, в Казани - в 3,5. Если изоляция продлится до конца весны, то интернет-гипермаркеты и фуд-сервисы будут вынуждены значительно вложиться в персонал и увеличить другие издержки, говорят игроки рынка.