"МегаФон" подрастает на гаджетах и аксессуарах
По итогам прошлого года сервисная выручка "МегаФона" достигла 310,8 млрд руб., показав прирост в 1,2%. Выручка оператора от фиксированной связи сократилась по итогам прошлого года на 1,6% - до 30 млрд руб.
По итогам IV квартала 2019 г. выручка "МегаФона" увеличилась на 5,4% и составила 93,2 млрд руб. Сервисная выручка увеличилась на 1,3% и составила 80,4 млрд руб. Выручка от продаж оборудования и аксессуаров выросла на 41,5% - до 12,8 млрд руб. Показатель OIBDA вырос на 39,8% - до 38,5 млрд руб. Рентабельность OIBDA составила 41,3%. Скорректированная чистая прибыль увеличилась на 78,5% - до 2 млрд руб. Чистый долг компании сократился на 8,5% - до 320,4 млрд руб. Количество пользователей передачи данных увеличилось на 6,7% - до 34,9 млн человек. Число мобильных абонентов сохранилось на уровне 75,2 млн.
"Мы показываем позитивную динамику сервисной выручки и по итогам года. Это особенно значимо, ведь на предыдущий 2018 г. пришелся рост наших доходов от контрактов в рамках проведения Чемпионата мира по футболу. Основные ожидания по развитию цифровой среды в России связаны с появлением в стране стандарта связи пятого поколения. Ключевые игроки рынка синхронизируют усилия для развития технологий: в декабре операторы договорились о создании совместного предприятия для подготовки к запуску 5G в стране. Мы рассчитываем, что совместная работа по развитию и оптимальному использованию сетей мобильной связи пятого поколения, позволит предложить рынку новые возможности 5G", - комментирует финансовые результаты генеральный директор "МегаФона" Геворк Вермишян.
В IV квартале "МегаФон" продолжил развивать розничную сеть. Среднее количество клиентов в обновленных салонах выросло на 20%, средняя дневная выручка - на 30-40% по сравнению с салонами традиционного формата. Оператор хочет масштабировать новый формат салонов продаж с большей площадью, с открытой выкладкой, электронными ценниками, интерактивными механиками для потребителей и технологиями самообслуживания.
В начале IV квартала компания сформировала СП с РФПИ, Alibaba Group и Mail.ru Group. В ноябре в рамках партнерства с российским подразделением AliExpress оператор запустил интернет-магазин на ресурсе TMall.
По словам аналитика инвестиционной компании "Фридом Финанс" Валерия Емельянова, "МегаФон" идет против рынка, делая упор на розничные продажи техники и жертвуя при этом услугами связи. "Очевидно, что происходит это не намеренно, но факт в том, что выручка от сервисных услуг практически стагнирует, в то время как продажа оборудования год к году дает на треть больше", - сказал эксперт. В абсолютных цифрах это несопоставимые сегменты. Связь по обороту превосходит розницу почти в десять раз. При этом, добавляет специалист, драйвером в сегменте связи остается мобильный интернет, что подтверждает статус "МегаФона" как лидера LTE-сетей.
Аналитик "Финама" Леонид Делицын считает, что рост выручки на 4% до 349 млрд руб. по итогам года - это хороший результат. "Рост выручки от продажи оборудования и аксессуаров на 34% до 38 млрд руб. означает в абсолютных величинах около 10 млрд руб.", - говорит представитель "Финама". Кроме того, вклад в рост выручки внесли дополнительные 3 млрд руб., благодаря росту продажи сервисных услуг на 1,2%. Таким образом, делает вывод аналитик, на 70% рост выручки вызван более эффективной продажей оборудования и аксессуаров благодаря внедрению салонов продаж нового поколения с высоким уровнем сервиса и особым подходом к обслуживанию.
"Особый подход, как оказалось, привлекает на 20% больше клиентов и увеличивает выручку на 30-40%. Но внедрить его во всех салонах будет проблематично. В предстоящие месяцы стратегия, которая основана на модернизации и расширении салонов, натолкнется на препятствие в виде коронавируса, из-за которого потребитель попросту не сможет попасть в эти салоны", - предостерегает Леонид Делицын.
Поскольку компания ушла с Лондонской и Московской бирж, прессинг со стороны миноритариев, ожидающих дивиденды, отсутствует. Эксперт "Финама" отмечает, что "МегаФон" может направлять прибыль на сокращение долговой нагрузки, которая, выросла отчасти как раз из-за того, что у миноритариев пришлось выкупить акции.
По его мнению, стратегия "МегаФона", которая завязана в основном на ожиданиях развития в России стандарта связи пятого поколения, - высокорисковая. Частоты не выделили, и какое оборудование будет использовано, остается под вопросом. "Надежды на быстрый рост остается возлагать на проекты, связанные с электронной коммерцией, поскольку здесь "МегаФон" - участник крупнейшего в стране партнерства, а спрос на удаленную доставку в период карантина, когда магазины закрыты, неизбежно вырастет", - подытожил Леонид Делицын.