Оператор всегда готов
Данные интернет-сервисов и провайдеров свидетельствуют о том, что нагрузка на сеть уже увеличилась, а в условиях всероссийской домашней мобилизации на следующей неделе увеличится еще больше. Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) прогнозирует, что на предстоящую декаду рост нагрузки на сеть по сравнению с текущим составит в среднем 20-40%.
По результатам анализа ведомством данных и сведений крупнейших операторов связи, предоставляющих доступ к сети интернет, установлено, что в течение второй декады марта рост нагрузки на сети связи составил в среднем до 20%. Он обусловлен в основном увеличением просмотра видеосервисов. По состоянию на 24 марта 2020 г. роста цен не зафиксировано. На предстоящую декаду ФАС прогнозирует рост нагрузки по сравнению с текущим ростом в среднем на 20-40%, роста цен при прогнозируемом росте нагрузки не ожидается.
В случае наступления обстоятельств, предполагающих необходимость увеличения мощности сетей связи, ФАС России считает целесообразным разработать меры по снижению нагрузки на сеть в целях недопущения роста цен, в том числе с учетом роста потребления видеоконтента.
ComNews опросил ведущих операторов связи.
Представитель ПАО "Ростелеком" заверил, что сеть оператора увеличение нагрузки выдержит: "Технологическая инфраструктура "Ростелекома" полностью готова к повышенным нагрузкам". Относительно ухудшения качества контента он сказал, что скорее наоборот: "Ростелеком" проводит поэтапный перевод абонентов, пользующихся волоконно-оптическими сетями доступа, на повышенную скорость передачи данных.
Представитель "Ростелекома" дал совет абонентам: "Смотреть всегда, смотреть везде". Он пояснил: "Ростелеком" принял комплекс мер, направленных на защиту интересов абонентов компании - физических лиц, которые в настоящее время вынужденно находятся дома. Все они нацелены на бесперебойное предоставление услуг компании. Для домашнего интернета компания повысит максимальную скорость передачи данных до максимально технически возможных уровней, чтобы обеспечить удобство удаленной работы из дома и онлайн-обучения. Для домашних телефонов "Ростелеком" вводит безлимитное общение внутри сети - при звонках на мобильные номера "Ростелекома" и "Tele2 Россия". В настоящее время более 12 млн семей по всей России пользуются домашними телефонами от "Ростелекома", у Tele2 около 45 млн мобильных абонентов. Для Wink и интерактивного ТВ "Ростелеком" открыл бесплатный доступ к большой коллекции отечественных фильмов и сериалов, мультфильмов и образовательного контента для детей. В настоящее время свыше 5,6 млн семей пользуются интерактивным телевидением и видеосервисом Wink от "Ростелекома". Для того чтобы клиенты всегда были на связи, "Ростелеком" обеспечит возможность отложенного платежа за услуги связи без комиссии. С 23 марта "Ростелеком" открывает доступ к цифровому сервису образования "Ростелеком. Лицей" за 1 руб. в месяц на территории всей России. Эта мера направлена на поддержку школьников и родителей, которые в настоящее время вынуждены перейти на дистанционное обучение. В онлайн-видеосервисе Wink и интерактивном ТВ "Ростелекома" можно бесплатно смотреть пять телеканалов о культуре и искусстве. Телеканалы доступны в разделе "Моя коллекция" для всех действующих подписчиков, а для новых клиентов - сразу после регистрации. С 26 марта "Ростелеком" и "ЛитРес", крупнейший сервис электронных и аудиокниг в России и странах СНГ, открывают для новых подписчиков бесплатный доступ к цифровой библиотеке "Ростелеком Книги". Каталог насчитывает более 150 тыс. электронных книг. Бесплатный доступ предоставляется на 30 дней для поддержки пользователей, которые в текущих условиях вынуждены находиться дома. Участники заключительного тура олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) получат специальный промокод от "Ростелекома", который позволит с любого устройства бесплатно смотреть в Wink познавательные фильмы и образовательный контент от лучших преподавателей страны. Для того чтобы клиенты - представители малого и среднего бизнеса непрерывно и в любое время могли пользоваться всеми цифровыми сервисами, "Ростелеком" не будет блокировать услуги фиксированной связи до 30 апреля, даже если не будет вовремя оплачен счет. Готовятся прочие инициативы компании".
Представитель Tele2 отметил, что последнюю неделю трафик в сети оператора, действительно, показывает прирост выше прогнозных значений. "Более того, с переводом частью предприятий сотрудников на удаленную работу меняется сама модель потребления трафика, прежде всего в разрезе геопозиционирования. Из центра города в будние дни часть трафика смещается в спальные районы, с объявлением следующей недели нерабочей эта тенденция лишь укрепится. Но мы не видим повода для беспокойства: сеть Tele2 с точки зрения емкости и пропускной способности рассчитана на изменение модели трафика. Наша инфраструктура регулярно доказывает свою работоспособность в условиях повышенных нагрузок - например, во время зимних праздников. Мы готовы менять настройки сети в соответствии с этой моделью", - прокомментировал представитель Tele2.
Коммерческий директор Московского региона ПАО "МТС" Алексей Назаров рассказал: "Мы предложили целый комплекс мер, чтобы клиенты имели доступ ко всем необходимым ресурсам: с 24 марта по 30 апреля приостановлена блокировка за неуплату домашнего интернета, городского телефона и цифрового телевидения. Абоненты с ранее заблокированным домашним интернетом получают бесплатный доступ к интернету. Скорость соединения ограничена, но позволит воспользоваться основными функциями порталов государственных услуг, информационных сайтов, банковских сервисов и служб доставки, на архивных тарифах для абонентов по сети GPON скорость интернет-доступа - до 100 Мбит/с без изменения цены; есть возможность повышать скорость до 1 Гбит/с неограниченное число раз в течение месяца на специальных условиях для тех, кому нужен действительно высокоскоростной интернет. Мы уже видим влияние новых условий на нагрузку на сеть: сейчас еженедельный рост трафика в фиксированной сети МТС в Московском регионе составляет 20%. При этом пропускная способность и средняя скорости в сети остаются стабильными. Опыт европейских и азиатских коллег, работающих в мегаполисах, говорит о том, что нагрузка на сеть может вырасти на 40-70% в связи с переходом на удаленную работу, онлайн-обучение и развлечения. Это помогает понять уровень дальнейшего возможного роста нагрузки и заранее подготовиться. Мы уже проводим мероприятия по модернизации и расширению емкости магистральной сети и созданию дополнительных резервов. Кроме того, многие российские и зарубежные видеосервисы используют технологию CDN (Content Delivery Network) или объявили о снижении качества разрешения своего видеопотока, что также должно стабилизировать нагрузку".
По словам представителя пресс-службы ПАО "МегаФон", у пользователей домашнего интернета Wifire (ООО "Нэт Бай Нет Холдинг", 100%-ная дочерняя компания "МегаФона") рост потребления дневного трафика вырос на 40% по сравнению с нормой буднего дня, но при этом он все еще существенно ниже традиционного вечернего трафика. "Часы наибольшей активности пользователей приходятся на интервал с 20 до 22 часов, и при этом у нас сохраняется достаточный резерв емкости на каналах. Даже если все клиенты будут пользоваться нашими сервисами в течение дня точно так же, как они это делают вечером или даже больше, мы с этим справимся без дополнительных усилий. В области использования мобильного интернета мы также не фиксируем существенных изменений. По сравнению с двумя неделями ранее рост мобильного трафика в сетях 4G и 3G не превышает плановых значений, которые мы закладывали в начале года. Отдельно хочется сказать про инструменты для удаленной работы. Решения вроде VPN или VDI, которые используются для удаленного доступа, требуют совсем небольшой пропускной способности канала - 3-5 Мбит/с. Таким образом, трафик рабочего места офисного сотрудника в два-три раза меньше, чем нужно для просмотра онлайн-видео в формате высокой четкости. Такие технологии фактически не оказывают значимого влияния на загруженность сети и могут быть легко реализованы даже в мобильном варианте через 4G", - рассказал представитель пресс-службы "МегаФона".
Представитель "Акадо Телеком" отметил, что угрозы ухудшения доступа в интернет для абонентов компании нет и не ожидается. "Запас пропускной способности достаточный, благодаря резервированию внешних стыков и недавней модернизации сетей доступа. В целях поддержания работы сети, когда нагрузка может возрасти еще больше, все службы "Акадо", отвечающие за качество предоставления услуг, бесперебойную работу оборудования и взаимодействие с абонентами, исполняют свои обязанности в усиленном режиме. Тарифы повышать не будем - считаем это неэтичным в такой напряженный период. Напротив, в знак поддержки абонентов мы увеличили количество телеканалов в "открытой цифре" и телеканалов в пакете "S" интерактивного телевидения - без дополнительной платы. Помимо этого, мы не будем отключать услуги телевидения и интернета тем, кто не сможет их вовремя оплатить: период действия "обещанного платежа" увеличен до 35 дней", - заявил представитель "Акадо Телеком".
Пресс-служба АО "ЭР-Телеком Холдинг" сообщила: "Мы готовы к кратному увеличению нагрузки на сеть, так как еще в прошлом году начали широкомасштабную модернизацию своей технологической инфраструктуры. Несмотря на ажиотажный спрос, мы подключаем новых клиентов к интернету и цифровому ТВ за 24 часа с момента обращения. Снижать качество предоставляемых услуги мы не планируем, напротив, всем без исключения абонентам по запросу мы увеличиваем скорость домашнего интернета до 100 Мбит/с без доплаты. Дополнительно до 30 апреля мы обеспечили пользователей бесплатным доступом к развлекательному и образовательному телевизионному контенту на базе нашей видеоплатформы Дом.ru Movix. Абонентам мы советуем прислушаться к мнению медиков и какое-то время больше находиться дома. Со своей стороны, "ЭР-Телеком" (ТМ "Дом.ru") прикладывает максимум усилий для того, чтобы создать своим клиентам самые комфортные условия для удаленной работы и отдыха в этот период".