Бум на MVNO-фабрике
Общее число абонентов виртуальных мобильных операторов Tele2 в прошлом году выросло на 115% до 3,75 млн. Такие данные следуют из отчетности оператора за 2019 г.
В 2019 г. Tele2 вышел в новые сегменты рынка. В октябре компания подписала меморандум о сотрудничестве с Томским государственным университетом для создания первого в России университетского MVNO. Также в 2019 г. Tele2 начал работать в М2М-сегменте и заключил договор о создании MVNO для АО "Глонасс". Кроме того, в сентябре прошлого года запустился мобильный оператор "ВТБ Мобайл".
В целом, отмечают в Tele2, сегмент банковских MVNO в 2019 г. рос быстрее рынка. Количество их клиентов увеличилось в 6,5 раза год к году. В партнерстве с Tele2 сейчас работают все существующие на рынке банковские операторы: "Тинькофф Мобайл", "СберМобайл" и "ВТБ Мобайл". На MVNO банков приходится более половины абонентов виртуальных операторов, работающих на сети Tele2.
"Резкий рост числа абонентов объясняется тем, что банковские MVNO перешли к активной региональной экспансии, - объясняет пресс-секретарь Tele2 Дарья Колесникова. - Такая динамика также обусловлена тем, что банки уже имеют сформированную лояльную аудиторию и могут предложить клиентам интересный продукт с дополнительной ценностью".
На текущий момент на сети Tele2 работает 20 виртуальных операторов. К MVNO-проектам Tele2 относятся "Ростелеком", "СберМобайл", "ВТБ Мобайл", "Транстелеком", "Тинькофф Мобайл", SPRINT ("Эз Мобайл", международный бизнес-туризм), Virgin, Almatel, "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ), V-Tell, "Матрикс Телеком" (оператор для мигрантов), Danyсom.Mobile, "Центр2М" (М2М-оператор федерального масштаба), MSN (федеральный оператор междугородной и международной связи), Sim sim (оператор для мигрантов), Easy4 (международный оператор), АО "Глонасс". Еще три проекта компания пока не раскрывает.
"2019 г. стал прорывным для рынка MVNO в целом: виртуальные операторы взяли планку в 10 млн клиентов, что составляет 4% всего мобильного рынка, при этом основной прирост обеспечили партнеры Tele2", - прокомментировал результаты директор по развитию сегмента виртуальных операторов и партнерств Tele2 Сергей Волков.
По мнению аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, учитывая, что Tele2 стратегически сделал ставку на развитие MVNO-направления, рост можно считать успешным. Однако он фиксирует, что в абсолютных показателях данные по подключениям минимальны в масштабах всего рынка мобильной связи. "Даже при таких показателях MVNO на российском рынке - это по-прежнему нишевое предложение", - считает Максим Савватин.
Партнер AC&M Антон Погребинский указывает, что сегмент MVNO на сети Tele2 укрепляет свои позиции и становится все более и более значимым. Причем, как отмечает аналитик, рост обеспечивается в основном "настоящими" MVNO, а не так называемыми квази-MVNO, когда есть акционерные связи с хост-провайдером.
Антон Погребинский обращает внимание в отчетности оператора на то, что рост происходит за счет банковских операторов, которые предлагают конвергенцию между мобильной связью и банковскими сервисами, что обеспечивает удобство пользования услугами в рамках одной экосистемы. "В одном пакете с банковским сервисом мобильная связь может обходиться клиенту дешевле рыночной стоимости", - говорит он.
По оценкам руководителя департамента беспроводных технологий J`son & Partners Consulting Виталия Солонина, в топ-3 виртуальных операторов Tele2 по абонентской базе входят "Ростелеком", "Тинькофф Мобайл" и "СберМобайл". При этом, отмечает он, доли их распределены неравномерно.
Максим Савватин согласен, что доминируют среди виртуальных операторов Tele2, действительно, банки и "Ростелеком". Он замечает, что остальные десятки проектов MVNO практически не заметны, и их базы исчисляются десятками или сотнями тысяч абонентов, которые были привлечены временными промопредложениями таких виртуальных операторов и не отличаются особой лояльностью.
По прогнозам аналитика iKS-Consulting, MVNO-рынок в 2020 г. покажет признаки насыщения проектами. "Банковские виртуальные операторы продолжат рост, а проекты с федеральными операторами будут ограничены ростом подключений конвергентных предложений с набором услуг фиксированной связи", - ожидает он.
Однако, по словам Сергея Волкова, Tele2 видит в развитии MVNO-направления большой потенциал - в первую очередь за счет выхода в новые рыночные ниши и регионы России. "В этом году Tele2 планирует создать MVNO в сегментах, где раньше не работали ни российские, ни мировые виртуальные операторы. Мы поставили себе амбициозную цель: к 2023 г. занять 10-12% российского рынка", - делится планами он.
Согласно исследованию агентства "ТМТ Консалтинг", в прошлом году абонентская база российских виртуальных операторов выросла на 3 млн клиентов. При этом 66% из них пришлись на долю партнеров Tele2. Общий объем рынка MVNO эксперты "ТМТ Консалтинга" оценивают в 10 млн абонентов, а прирост за 2019 г. - в 40%.
По предварительным оценкам "ТМТ Консалтинга", по итогам 2019 г. российские MVNO обслуживают почти 4% всех мобильных абонентов, в то время как в странах Европы и США доля MVNO достигает 10-15%. Так, согласно исследованию McKinsey, в Германии MVNO занимают 37% рынка мобильной связи, в Великобритании - 16%, в США - 13%. Крупнейший виртуальный оператор США TracFone насчитывает 26 млн абонентов, LycaMobile объединяет 15 млн клиентов и 23 страны, включая Россию. Один из самых успешных виртуальных операторов из сегмента ретейла - английский Tesco Mobile - обслуживает 4 млн клиентов.