НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА
© ComNews
25.01.2008

Федеральная сеть центров мобильной электроники "Цифроград" заключила договор о партнерстве с красноярской сетью салонов связи и портативной электроники, принадлежащей компании "Салон цифровой техники". Почти все салоны красноярской компании будут переоформлены в фирменные цвета "Цифрограда" и начнут работу по стандартам этой сети. Игроки ритейлового рынка скептически относятся к таким схемам ведения бизнеса.

"Цифроград" уже не в первый раз использует франчайзинговую схему работы в регионах. К концу 2007 г. количество салонов, работающих в рамках франчайзинговой программы "Центры розничной торговли" (ЦРТ) в составе сети "Цифроград", превысило 270 из более чем 1450 салонов во всех федеральных округах России.

Как поясняется в сообщении "Цифрограда", схема сотрудничества в рамках ЦРТ стандартна: помимо предоставления права на использование бренда и поставок товара, "Цифроград" осуществляет полное управление ассортиментом и ценообразованием. Не станет исключением и проект в Красноярске, где подобный формат партнерства будет реализован "Цифроградом" впервые.

В настоящее время в составе сети "Салон цифровой техники" работают 24 магазина, расположенные в Красноярске (13), Красноярском крае (9), Хакасии (1) и Тыве (1). 20 салонов связи работают под брендом "Беталинк" и ETK, 3 магазина называются "О2" и один салон - "МоСток" (специализируется на реализации б/у оборудования). Также в составе сети функционирует фирменный отдел Nokia. Средняя площадь салонов связи равна 42 кв.м., магазинов "О2" - 70 кв.м. Ассортимент магазинов составляют мобильные телефоны, цифровая техника, аксессуары к ним, контракты операторов связи.

Почти все салоны красноярской компании будут переоформлены в фирменные цвета "Цифрограда" и начнут работу по стандартам этой сети, за исключением магазинов "О2". По окончании ребрендинга сеть "Цифроград" в Красноярске увеличится на 65% до 34 магазинов, общее количество магазинов в Крае составит 56.

По данным "Цифрограда", доля компании на рынке сотового ритейла Красноярска на сегодняшний день составляет 9%, "Салоны цифровой техники" удерживают 7%. В Красноярском крае доли обеих сетей не превышают 5%. Как планируют в "Цифрограде", объединенная сеть к концу 2008 г. займет 25% рынка Красноярска и не менее 20% рынка края. Причем число салонов будет увеличиваться: согласно планам развития "Цифрограда", количество магазинов сети в Красноярском крае к 2009 г. достигнет 70.

Игроки ритейлового рынка соглашаются, что франчайзинговое партнерство позволяет местным сетям выживать в условиях конкуренции, а  компания-франчайзор получает возможность занять необходимую долю рынка с наименьшими финансовыми затратами. Однако отмечают, что и выручка в этом случае будет ниже, чем от собственных магазинов. "Наша компания также, помимо собственных магазинов, развивает франчайзинговую сеть, - рассказала пресс-секретарь группы компаний "Диксис" Надежда Захарова. - Сегодня в составе сети "Диксис" на территории РФ работает 445 франчайзинговых магазинов. Подобное партнерство, безусловно, позволит "Цифрограду" увеличить занимаемую долю рынка, однако здесь стоит помнить, что от компании потребуется вложение значительных материальных и человеческих ресурсов в переоформление магазинов, подготовку персонала и пр. К тому же стоит учитывать, что франчайзинговая схема сотрудничества не приносит компании той прибыли, которую дают собственные магазины сети".

"Простое увеличение салонов уже не приводит к пропорциональному увеличению доли на рынке. "Цифрограду" придется приложить больше усилий, чем в предыдущие годы, чтобы попытаться упрочить свои позиции в крае", - уверен пресс-секретарь компании "Евросеть" Очир Манджиков.

По мнению PR-директора сети "Телефон.Ру" Людмилы Игнатьевой, для "Цифрограда" привлечение нового партнера – это расширение каналов реализации продукции. "Холдингу выгодно наращивать объемы закупок для получения бонуса у вендоров, а региональный партнер получит стабильного поставщика и право на использование бренда, - поясняет она. – Однако в сети "Телефон.Ру" никогда не использовались такие схемы, поскольку мы считаем применение их на российской почве неэффективным". По мнению Людмилы Игнатьевой, партнера невозможно жестко контролировать, владелец торговой марки не участвует в управлении бизнесом партнера.

Группа компаний "Связной" также не использует в своем бизнесе франчайзинговых схем. "Мы сознательно выбрали иной путь развития компании: создание собственной розничной сети, - говорит руководитель отдела по связям с общественностью "Связного" Елена Ноготкова. - Это позволяет соблюдать единые стандарты наших центров мобильной связи по всей стране, включая внешний облик магазинов, стандарты обслуживания, обучения персонала. Применяемая нами стратегия также более удобна для управления розничной сетью и исключает потерю группы салонов в случае неудавшихся отношений с партнером".