АННА АФАНАСЬЕВА
© ComNews
18.12.2006

Отключать телефон за неуплату задолженности незаконно, если это происходит без письменного уведомления абонента. К такому выводу пришел Россвязьнадзор и наказал МГТС устранить нарушение. В МГТС знакомятся с предписанием регулятора и подготавливают официальный ответ, который будет представлен в январе. Наблюдатели полагают, что столичный связист скорее всего оспорит решение - рассылать абонентам письменные уведомления выйдет накладно для оператора.

Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) предъявила МГТС претензии. По мнению регулятора, оператор нарушает требования закона "О связи" и правила оказания услуг связи, "отключая" телефоны за неуплату. Согласно букве закона, в случае нарушения сроков оплаты оказанных абоненту услуг телефонной связи, оператор вправе приостановить оказание этих услуг до устранения нарушения, уведомив об этом абонента в письменной форме. Причем если в течение 6 месяцев с даты получения такого уведомления абонент не оплатил счета, оператор может в одностороннем порядке расторгнуть договор.

Ситуацией заинтересовались в Союзе Потребителей РФ (СПРФ). Как сообщает пресс-служба СПРФ, за последние несколько месяцев к ним поступало немало жалоб на действия МГТС. Из обращений москвичей следует, что оператор не производит предварительного уведомления в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг, приостановление производится без уведомления - по факту возникшей задолженности. Об этом говорится и в типовом счете на оплату услуг связи, выставляемом абонентам: "при непоступлении оплаты в срок, указанный в счете, ОАО "МГТС" будет вынуждено в соответствии со ст. 44 Федерального Закона от 07.07.2003 года №126-ФЗ "О связи" приостановить оказание услуг до устранения нарушения.". Никаких указаний по поводу предварительного уведомления о намерении приостановить оказание услуг в счете не содержится. Действуя в соответствии с таким условием, МГТС производило приостановление оказания услуг без предварительного уведомления или в качестве способа уведомления использовало звонки на телефонный номер с автоответчика, что далеко не всегда позволяет довести информацию до потребителя, отмечают в СПРФ.

Ситуация усугубляется тем, что в связи с введением оплаты за внутризоновые соединения к абоненту не всегда своевременно поступает счет на оплату, и абонент, не имея возможности получить сведения о стоимости внутризоновых соединений, не может их оплатить в срок, поскольку сам счет приходит с задержкой.

С призывом провести проверку деятельности МГТС в Россвязьнадзор обратился председатель СПРФ, депутат Госдумы Петр Шелищ. Он адресовал регулятору предложение провести проверку обоснованности таких действий МГТС. Регулятор не заставил себя долго ждать: в ответном письме на имя господина Шелища от 7 декабря 2006 г. руководитель Россвязьнадзора Валерий Бугаенко сообщил о результатах проверки. В ее ходе было выявлено нарушение МГТС требований п. 3 ст. 44, п.1 ст. 46 Федерального закона "О связи" и п. 118 Правил оказания  услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи в части уведомления абонентов в письменной форме о намерении приостановить оказание услуг связи. В результате МГТС выдано предписание об устранении нарушения.

В МГТС подтвердили, что получили предписание. Компания не считает, что нарушила закон, поскольку принимает меры для оповещения абонентов. "Мы готовим нашу официальную позицию и представим ее в соответствии с предписанием в первой половине января", - сообщила ComNews пресс-секретарь МГТС Екатерина Хаустова. А уведомление о том, что предоставление услуг связи может быть приостановлено, содержится в тексте единого счета, подчеркнула она. "Если есть задержка платежа, мы устраиваем автообзвон абонентов с просьбой оплатить услуги", - говорит госпожа Хаустова.

По словам Екатерины Хаустовой, после введения 1 июля принципа "платит звонящий" вместо квитанций стали приходить новые счета, включающие стоимость трафика с городского телефона на мобильный. Она отметила, что МГТС пошла навстречу абонентам и увеличила сроки оплаты услуг связи в сентябре-ноябре. При этом, по статистике оператора, количество абонентов, которым было приостановлено оказание услуг связи, после введения принципа "платит звонящий" не изменилось.

"Уведомлять абонентов в счете на оплату услуг незаконно", - говорит Александр Титов, адвокат, специализирующийся на праве в области связи. В законе четко прописано, что счет должен содержать совершенно определенную информацию, как-то: номер счета, реквизиты оператора и абонента, сумму к оплате, дату выставления счета и срок его оплаты и пр., при этом никакие уведомления в нем не предусмотрены. "Уведомление о
намерении приостановления услуг - самостоятельный документ, который выставляется по факту неоплаты, - продолжает господин Титов. - Что касается автодозвона, то он не может быть принят в качестве аргумента, т.к. уведомление должно делаться в письменной форме".

При этом, если МГТС не выполнит в срок предписание, можно говорить о возможности привлечения МГТС к административной ответственности, резюмирует господин Титов.

Эксперт фонда "Финам – информационные технологии" Игорь Веретенников подытоживает, что теперь оказывать воздействие на абонента будет сложнее. "Например, он может судебным путем доказать, что не получал уведомления, и его телефон был отключен незаконно, - рассуждает аналитик. - В итоге, МГТС, чтобы сделать свои действия легитимными, должен будет отправлять уведомление курьером или с заказным письмом. Это увеличит затраты, а срок получения задолженности вырастет на несколько дней, что окажет некоторое негативное воздействие на финансы компании". Господин Веретенников уверен, что МГТС попытается оспорить предписание как очевидно невыгодное для себя. Следует также отметить, что письменного уведомления о появлении задолжности в адрес абонента не высылает ни один из действующих на российском рынке операторов.