© ComNews
18.06.2019

Mail.ru Group запустила в тестовом режиме голосовой помощник "Маруся". Разработка продукта обошлась в $2 млн и заняла чуть меньше года. В Mail.ru Group рассчитывают, что программу протестируют тысячи клиентов. Также в компании работают над собственным мультимедийным центром ("умной" колонкой). 

Прямой монетизации сервиса в компании не ожидают. "В контексте голосовых ассистентов немного некорректно говорить о прямой монетизации. Голосовые помощники создают новый канал коммуникации пользователя с продуктами компании, формируют дополнительные удобства для потребителей. Приложение будет бесплатным", - сказал корреспонденту ComNews представитель пресс-службы Mail.ru Group.

Он рассказал, что в ближайшее время будет проходить период закрытого бета-тестирования - это нормальная практика для высокотехнологичных продуктов. "Как только мы поймем, что "Маруся" готова к выходу на массовый рынок, период закрытого тестирования завершится", - уточнили в компании. 

"Для доступа к ассистенту нужно оставить заявку на сайте или попросить доступ (инвайт) у тех, кто уже тестирует приложение. "Маруся" доступна для скачивания в AppStore и Google Play", - сообщила пресс-служба.  

"Маруся" построена на самообучающейся нейронной сети.

"Мы обучаем нейросеть для определения намерений пользователя и понимания вопросов, которые он задает. Алгоритмы поиска помогают нам извлекать важные факты из сказанного и формировать осмысленные ответы. Также глубокие сети обучаются распознаванию речи пользователя на миллионах примеров, что позволяет одинаково хорошо понимать различные особенности речи, варианты произношений и специфическую дикцию " - сказала вице-президент Mail.ru Group Анна Артамонова.

"Арсенал умений очень большой, из уникальных скиллов (тех, которых нет у конкурентов) можно назвать следующие: "Маруся" показывает цену авиа и ж/д-билета, киноафишу, рассказывает забавный факт, гороскопы, цитату дня. "Помощник" знает команду "Маруся, запомни" (сохранит в памяти важную информацию и воспроизведет ее при фразе "Маруся, напомни"). Мы рассматриваем производителей смартфонов как потенциальных партнеров, а также подтверждаем факт работы над собственной "умной" колонкой. Интеграцию сервиса в автомобили мы также рассматриваем, также это могут быть любые финансовые сервисы и банковские продукты, сервисы электронной коммерции, различные uber-сервисы", - рассказал представитель пресс-службы Mail.ru Group корреспонденту ComNews.

"Запуск отдельного приложения - это первый шаг, мы рассчитываем, со временем "Маруся" будет интегрирована в другие продукты Mail.ru Group. Через "Марусю" можно будет послушать "Новости Mail.ru", заказать еду из Delivery Club или вызвать такси. Основой для синтеза речи "Маруси" стал голос актрисы Елены Соловьевой. Мы уверены, что "Маруся" будет востребована пользователями, и чем дольше они будут взаимодействовать с ней, тем качественнее будет становиться распознавание запросов и ведение диалогов", - сообщила пресс-служба компнаии.  

"Мы считаем, что выход Mail.ru Group на рынок никак не отразится на наших показателях. Сейчас у "Алисы" более 35 миллионов пользователей в месяц. "Алиса" живет как в приложениях "Яндекса" ("Яндекс", "Яндекс.Навигатор", "Яндекс.Браузер" и других), так и в различных устройствах - в "Яндекс.Станции" нашей собственной разработки и в многочисленных партнерских девайсах, - сказал представитель пресс-службы компании "Яндекс" корреспонденту ComNews, - во всем мире голосовые помощники постепенно становятся самым удобным интерфейсом взаимодействия с интернет-сервисами и технологиями. Во многом благодаря "Алисе" Россия - не исключение. И сервисов, и технологий существует очень много, поэтому перспективы роста рынка большие, а для успеха голосового помощника очень важно, чтобы он не был зациклен только на сервисах компании-разработчика. В "Яндексе" с прошлого года запущена открытая платформа "Яндекс.Диалоги". С ее помощью любой человек, будь то представитель бизнеса или отдельный разработчик, может совершенно бесплатно получить доступ к многомиллионной аудитории "Алисы" и научить ее новым навыкам, которые будут полезны и ему самому (или его компании), и пользователям "Алисы". А совсем недавно "Алиса" научилась управлять умным домом, в который благодаря открытости "Яндекс.Диалогов" входят устройства самых разных производителей - это еще одна очень большая сфера, где голосовые помощники могут быть незаменимы". 

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын отметил, что острого спроса на голосовых помощников у взрослых пользователей, которые уже умеют читать и писать, нет. "Удобство в сравнении с чтением и набором текста - не настолько критическое, чтобы массовый пользователь принялся устанавливать Alexa или Google Assistant, а СМИ не публикуют рейтинги голосовых помощников. А ведь в середине 90-х, когда на рынке работало много поисковых машин, журналы постоянно публиковали такие рейтиги, в которых побеждали то Lycos, то Altavista, то Hotbot. Сейчас пользу от голосовых помощников видит, в основном, бизнес, который надеется, заменяя обычных операторов на роботов, сократить издержки. Другое дело - дети, в особенности, те, кто не умеет или ленится читать и писать. Для смышленого и разумно ленивого первоклассника Siri или Ассистент - это настоящий помощник, который помогает выполнить многие задачи, не хуже взрослого. Понятно, что тут включается обратная связь - чем лучше работают помощники, тем меньше у ребенка необходимости писать и даже читать. Поэтому можно предположить, что все 100% детей будут пользоваться помощниками, и если какая-нибудь корпорация сумеет сделать их реально полезными, то она выиграет аудиторию будущего. Все крупнейшие игроки интернета занимаются всем, хотя и с разной степенью успеха, поэтому Mail.Ru будет обороняться со всех флангов, с которых могут напасть конкуренты. У компании есть сильные конкурентные преимущества, поскольку она является крупнейшим (и доминирующим) игроком на российском рынке социальных сетей, и занимает сильные позиции в многопользовательских играх. Эти сегменты будут взаимодействовать с виртуальной реальностью, поэтому выпуск устройств под одним из брендов Mail.Ru однажды начнется. Необязательно компания будет конструировать их сама, хотя и это - вполне вероятно", - прокомментировал Леонид Делицын. 

Он сказал корреспонденту ComNews, что на данном этапе главное назначение помощника - сохранить лояльную аудиторию и расширить её за счет следующих поколений. "Однако есть и специфика, помощники могут стать главным инструментом продвижения маркетплейса Aliexpress Россия, в котором Mail.Ru является одним из партнеров. Некоторые визионеры сейчас обещают нам всем бесплатный искусственный интеллект - своего рода ум, небольшую миску которого можно будет получать бесплатно, ну а промышленную порцию - для бизнеса - уже за деньги. Если ИТ-гиганты станут провайдерами ума, интеллекта, который они будут продавать нам при помощи помощников, то, возможно, мы будем покупать их в розницу. Наверняка, школьники будут готовы прикупить интеллекта на дни сдачи ЕГЭ, а профессионалы - для прохождения собеседования. Каждый игрок будет пытаться работать со своей аудиторией через собственного помощника. Помощников, которые критически превосходили бы всех остальных, как Google - поисковые системы предшествующих поколений, пока что не появилось. Остается вопрос, кто будет продавать искусственный интеллект малому и среднему бизнесу. Весьма вероятно, что это будут все те же Amazon, Microsoft и Google, которые продают облачные сервисы, поскольку в их пользу работает экономика масштаба. И уж точно они будут стараться выработать стандарты. Однако внедрять помощников в работу парикмахерской, где робот будет вести журнал и вызывать посетителей вместо сегодняшнего администратора, все равно будет сотрудник небольшой компании-интегратора. Сумеют ли "Яндекс", Mail.Ru, Сбербанк, "Тинькофф" и другие занять значительную долю рынка, в значительной степени будет зависеть от того, кто сумеет организовать экосистему небольших компаний, которые будут внедрять этих помощников в работу малого и среднего бизнеса. Что же касается помощников, работающих с миллионами пользователей на массовом рынке, то, скорее всего, все сумеют удержать свою аудиторию, и останутся "при своих", поскольку помощники пока что не настолько полезны, чтобы из-за них, например, менять соцсеть", - отметил он.

 Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова предполагает, что конкуренция на российском рынке голосовых помощников усилится. "Рынок еще не является перенасыщенным. Между тем не ожидаю выход иностранных компаний на российский рынок, поскольку в настоящий момент они либо не поддерживают русский язык, либо многие функции недоступны", - добавила она.