Процессор пошел
В России предлагается создать совет при президенте по развитию искусственного интеллекта (ИИ), следует из подходов к стратегии развития отрасли, подготовленных Минкомсвязью, Сбербанком и другими экспертами. Разработчики стратегии считают, что технологии ИИ надо стимулировать, в том числе за счет госбюджета, а помешать их развитию может законодательство о персональных данных. Из-за нехватки кадров развивать ИИ в России сейчас почти некому, отмечают эксперты.
На этой неделе на совещании с президентом РФ Владимиром Путиным планируется обсудить подходы к стратегии развития ИИ в России, рассказал собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. Презентация к совещанию есть у "Ъ", ее подлинность подтвердил один из собеседников. По словам двух источников, основной разработчик документа — Сбербанк. В Сбербанке от комментариев отказались. "Подходы к стратегии развития ИИ и саму стратегию по поручению президента разрабатывает Минкомсвязь совместно со Сбербанком и другими экспертами. Вклад Сбербанка в эту работу очень существенный. Подходы находятся в высокой степени готовности, стратегия — в процессе разработки",— уточнил врио директора департамента координации и реализации проектов по цифровой экономике Минкомсвязи Михаил Насибулин. Ответственными лицами за разработку подходов к национальной стратегии развития ИИ президент ранее назначил главу Сбербанка Германа Грефа и премьер-министра РФ Дмитрия Медведева.
Подходы к стратегии предполагают создание при президенте совета по развитию ИИ, который должен стать высшим координирующим органом в этой сфере. Реализацией стратегии и плана могут заняться экспертная группа и президиум правительственной комиссии по цифровому развитию во главе с вице-премьером Максимом Акимовым.
Сильные стороны развития ИИ в России авторы презентации видят в наличии интернет-платформ — "Яндекса", "ВКонтакте", "Одноклассников", Mail.ru. Бизнесу также отводится ведущая роль в создании отечественного ПО, способного решать задачи ИИ. Предлагается стимулировать развитие российских общедоступных облачных мощностей для вычислений ИИ (аналога Amazon Web Services и Microsoft Azure Machine Learning) и производство высокоскоростных чипсетов, размещать госзаказ на решения с применением ИИ, инвестировать в эти технологии из бюджета, в том числе через госинвестфонды, а также создать частные и государственные датасеты (наборы данных) для исследований.
Слабыми местами разработчики документа называют нехватку данных для обучения ИИ, отсутствие аппаратных мощностей для вычислений, отток талантов, низкую инвестиционную привлекательность этой сферы, а также "отсутствие видения ценности ИИ у топ-менеджеров и общества". Авторы также опасаются, что ограничить доступность данных для развития ИИ может слишком жесткое законодательство о защите персональной информации.
В "Яндексе" сообщили, что компания участвует в рабочих группах, в том числе связанных с ИИ. Там считают, что для реализации стратегии необходимо подготавливать и привлекать в страну специалистов в сфере машинного обучения. В Mail.ru Group комментариев не представили.
Главный барьер для развития ИИ в России — кадры, согласен глава дирекции аналитических и индустриальных решений SAS в России и СНГ Александр Ефимов: системы ИИ нужно построить и развивать, а делать это особо некому. При этом распространение решений в области ИИ может вести к проблемам, отмечает он: недавно Герман Греф заявил, что Сбербанк потерял миллиарды рублей из-за ИИ. Эту технологию, как правило, применяют там, где нужно принимать массовые решения, а значит, простой сбой алгоритма может привести к большому числу неправильных решений, поясняет господин Ефимов.
"Яндекс" и Mail.ru Group развивают направление data science и имеют много данных, в том числе о пользователях, на которых могут обучать нейросети, отмечает гендиректор VisionLabs Александр Ханин. В то же время для эффективного обучения алгоритмов на основе нейросетей нужны устройства определенного типа, например графические процессоры, которые пока производятся только за границей. "Кроме того, необходим большой объем данных, например изображений, а в России еще нет законов, регулирующих сбор и работу с такими данными, поэтому их, как правило, собирают из открытых источников",— добавляет эксперт.