Почтальоны занялись китайским
Объем трансграничных отправлений в Россию продолжает расти двузначными темпами, а доля Китая на этом рынке по итогам трех кварталов достигла рекордных 94%, следует из данных "Почты России". Российские участники рынка считают, что это говорит об "искажении конкуренции", вызванном неравномерной налоговой нагрузкой. Иностранные же отмечают, что рост числа посылок замедляется, а из-за экономической ситуации продолжает падать их средний чек.
Число международных посылок, обработанных "Почтой России" за девять месяцев 2018 года, достигло 258,9 млн, что на 25% выше, чем за аналогичный период годом ранее, сообщил "Ъ" представитель ФГУПа. До конца года динамика сохранится и будет обработано более 354 млн посылок, ожидают в "Почте России", уточняя, что за два последних года число отправлений увеличилось уже на 56%.
В общем объеме отправлений продолжает расти доля Китая, на который сейчас приходится уже 94% международных посылок, тогда как в 2016 году было 89%. Представитель крупнейшего по аудитории в России китайского маркетплейса AliExpress Антон Пантелеев не стал раскрывать объемы отправлений, но отметил, что Россия входит в топ-3 международных направлений для компании.
Чтобы оперативно обрабатывать растущие объемы, "Почта России" развивает транспортные и логистические мощности, говорит гендиректор ФГУПа Николай Подгузов. В начале года ФГУП ввел в эксплуатацию логистический центр в Казани и перевел на полную мощность центр около аэропорта Внуково. В сентябре "Почта России" и ВТБ объявили о создании компании "Национальные логистические системы". Планируется, что она к 2021 году построит в России 38 логистических центров, запуск которых обеспечит доставку на следующий день после онлайн-заказа в крупных городах страны и через день в областных центрах. Чтобы нарастить скорость доставки из Китая, "Почта России" запустила новый наземный маршрут с использованием собственного поезда Владивосток—Москва. Самолеты предприятия также увеличили число рейсов между странами до двух-пяти в неделю, говорят во ФГУПе.
Как сообщал ранее "Ъ", согласно проекту новой стратегии ФГУПа, "Почта России" планирует к 2023 году удвоить выручку от посылочного бизнеса до 122 млрд руб. в год. По итогам 2018 года "Почта России" заработает на трансграничных посылках 25,4 млрд руб., а на внутреннем рынке — 35,6 млрд. Проект предполагает, что к 2023 году предприятие будет зарабатывать на международных отправлениях 63,6 млрд руб., а на внутрироссийских — 58,1 млрд руб. в год.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объединяющей российских участников рынка, Артем Соколов оценивает стоимость трансграничных отправлений "Почты России" в $5,1 млрд (339,8 млрд руб.) за первое полугодие 2018 года. На доставку приходится, как правило, 10–20% в цене товара. Конец года традиционно более активный период, и к концу декабря объем отправлений может достигнуть 600 млрд руб., прогнозируют в АКИТ. Продолжающийся рост трансграничной торговли там связывают с фискальной нагрузкой: на крупнейшие иностранные компании она намного ниже, чем на индивидуальных предпринимателей в России, настаивают в АКИТ. "Мы еще несколько лет назад говорили, что отсутствие равных правил игры приведет к искажению конкуренции на рынке, именно эти прогнозы сейчас и подтверждаются",— сетует господин Соколов.
Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли, среди членов которой eBay, La Redoute и др., Александр Иванов отмечает, что рост в 25% уже можно считать "чуть падающим". При этом снижается средний чек посылок: в 2016 году он составлял $12,5, в 2017-м — около $10, а по итогам 2018 года будет еще ниже. Это касается и внутрироссийских отправлений, в которых из-за экономического спада чек тоже уменьшается, несмотря на инфляцию, добавляет господин Иванов.