© ComNews
14.02.2018

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) провела заседания по делам двух операторов связи - ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") и ПАО "МегаФон" - по национальному роумингу. Хотя ФАС сообщила о том, что "ВымпелКом" устранил нарушения антимонопольного законодательства по национальному роумингу, комиссия ведомства все же признала факт установления оператором монопольно высокой цены на услуги связи и планирует оштрафовать его. Также вчера ФАС приняла решение перенести рассмотрение дела в отношении "МегаФона" на 6 марта по ходатайству компании. Что касается двух других операторов -  ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ООО "Т2 Мобайл" (Tele2), рассмотрение их дел состоится 22 февраля.

Рассматривая дело "ВымпелКома", комиссия ФАС России установила наличие нарушения Закона о защите конкуренции (нарушения п.1 ч.1 ст.10) и признала компанию виновной в нарушении антимонопольного законодательства. За это предусмотрена административная ответственность. Как уточнила начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева, величина штрафа в отношении "ВымпелКома" станет известна только после рассмотрения административного дела.

При этом ведомство подтвердило, что "ВымпелКом" уже устранил нарушения антимонопольного законодательства по факту установления монопольно высокой цены на услуги связи в национальном роуминге.

ФАС указала на то, что 4 декабря прошлого года "ВымпелКом" анонсировал изменение тарифов, а с 14 декабря 2017 г. начал их применять на услуги связи в национальном роуминге. В связи с этим ведомство приняло решение не выдавать предписание.

Как сообщал ComNews ранее, с 14 декабря "ВымпелКом" снизил стоимость минуты разговора, мегабайта Интернета и SMS в национальном роуминге. Оператор объявлял, что сейчас они все стоят по 2 руб. Ранее стоимость минуты исходящего и входящего вызова составляла от 4 руб. до 9,95 руб. в зависимости от тарифа абонента. Стоимость 1 Мбайт Интернета на большинстве тарифов составляла 9,95 руб., а SMS - 4,95 руб. (см. новость ComNews от 2 февраля 2018 г.).

Кроме того, в действиях "ВымпелКома" отсутствуют нарушения при заключении межоператорских роуминговых соглашений на территории РФ, поэтому дело в этой части прекращено.

Таким образом, как сообщила Елена Заева, по обстоятельствам рассмотренного в рамках этого конкретного дела претензий больше нет.

Как сообщили корреспонденту ComNews в ФАС, вчера ведомство также рассматривало дело по национальному роумингу в отношении "МегаФона". Однако на заседании приняли решение отложить рассмотрение до 6 марта 2018 г. по ходатайству компании. Елена Заева добавила, что рассмотрение дел по национальному роумингу в отношении МТС и Tele2 состоится 22 февраля.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын поделился размышлениями по поводу того, возможно ли, что с понижением цен на тарифы в национальном роуминге операторы повысят стоимость других услуг для компенсации своих расходов на выполнение предписания ФАС. По подсчетам Леонида Делицына, в совокупности роуминг дает операторам 3% выручки. "В случае, если вопрос компенсации полностью перекладывается на абонентов (что возможно, поскольку существенных ростов драйвера выручки нет), в среднем тарифы должны повыситься на те же самые 3%", - предположил он.

Допустим, в среднем абонент платит около 300 руб. в месяц. Если расходы равномерно лягут на всех, то абонент будет платить на 9 руб. в месяц больше. По словам Леонида Делицына, эта сумма достаточно небольшая для того, чтобы операторы могли попробовать пойти на повышение стоимости. Он добавил, что свою роль могут сыграть и новые тарифы, которые более или менее оптимизированы так, что абонент в итоге может ничего и не заметить.

Старший аналитик ИК "Фридом Финанс" Богдан Зварич считает, что "ВымпелКом" не будет компенсировать потери от выполнения решения ФАС. "Выпадение доходов будет, но оно скорее незначительно. При этом компания может использовать отсутствие роуминга в качестве рекламы. Стоит отметить, что полноценная отмена роуминга приведет компании к "единому знаменателю" в смысле потерь, и вряд ли одна из компаний решится на подъем каких-то тарифов, так как это приведет к ухудшению ее конкурентоспособности. Учитывая, что сейчас идет уже борьба за существующих клиентов, это может стать критичным в рамках бизнес-модели и привести к оттоку клиентов", - объяснил он.