Классика и модерн телекома
Группа компаний MCN Telecom (ООО "МСН Телеком"), телекоммуникационный оператор, специализирующийся на оказании услуг для B2B-сегмента, в уходящем году запустил в России MVNO-проект, а также вышел на рынки услуг связи в трех европейских странах. О предварительных итогах работы компании в 2017 году и планах на следующий год корреспонденту ComNews рассказал генеральный директор MCN Telecom Александр Мельников.
- За прошедший год MCN Telecom активно строил сеть связи на территории России. Расскажите, пожалуйста, что было сделано в этом направлении в текущем году и каковы планы компании на 2018 год?
- С точки зрения инфраструктурных проектов, в фокусе нашего развития находятся три основных направления в России. Это строительство междугородной и международной сети электросвязи (МГ/МН-сети), строительство местных узлов телефонной связи и проект MVNO.
Самый масштабный из перечисленных - это проект по строительству МГ/МН-сети. В текущем году MCN Telecom демонстрировал высокие темпы подключения новых регионов, что обеспечило интенсивный приток новых абонентов. Мы завершили строительство собственной МГ/МН-сети во всех 85 федеральных округах РФ и находимся на финальной стадии сдачи сети в эксплуатацию и коммерческого запуска в регионах России.
В 2017 году MCN Telecom ввел в эксплуатацию фрагменты МГ/МН-сети в Южном федеральном округе, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Годом ранее мы осуществили запуск в коммерческую эксплуатацию МГ/МН-сети в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах.
По сути, нам осталось ввести в эксплуатацию сеть лишь в Приволжском федеральном округе. Это мы планируем осуществить в начале 2018 года. Собственная телефонная сеть MCN Telecom предназначена для оказания услуги междугородной и международной телефонной связи для бизнеса в соответствии с лицензией Роскомнадзора, полученной оператором в сентябре 2014 года.
Что касается второго направления - запуска узлов местной связи), то в 2017 году мы запустили более 15 таких узлов. Сейчас мы вводим в коммерческую эксплуатацию узлы связи примерно в двух-трех городах в месяц. Например, в ноябре они были запущены в Мурманске, в октябре – в Калининграде. Ранее, в августе, были запущены Волгоград и Астрахань, в июле - Ижевск, чуть ранее подключены Рязань, Воронеж и прочие. До конца года и в начале 2018-го мы собираемся произвести еще как минимум восемь запусков - в Красноярске, Омске, Томске, Кемерово, Барнауле, Оренбурге, Ульяновске и Чебоксарах.
Мы завершим реализацию масштабного проекта по строительству собственной МГ/МН-сети в 2018 году. Инвестиции в проект, по предварительной оценке, составят около 180 млн рублей. Из них примерно половина - это затраты на оборудование. Мы используем сертифицированное оборудование российского разработчика "Элтекс", что позволяет нам экономить при реализации проекта. А экономя, мы можем предлагать абонентам качественные услуги связи на выгодных условиях. Срок окупаемости проекта составит около пяти лет. Маржинальность по итогам реализации увеличится на 20%.
- В текущем году компания запустила MVNO-проект. Каковы планируемые показатели по этому проекту на следующий год и как проект будет развиваться с технологической и функциональной точек зрения?
- В мае MCN Telecom получил лицензию на услуги подвижной радиотелефонной связи и объявил о появлении в России своего MVNO для бизнеса. В августе наши технические специалисты провели тестирование SIM-карт по основным качественным параметрам. В ходе проверки было установлено, что входящие и исходящие звонки с мобильных и фиксированных номеров, а также внутри виртуальной АТС MCN Telecom "ходят", качество передачи голоса отличное, SMS-сообщения отправляются и доставляются без задержек. Обрывов и недозвонов во время тестирования выявлено не было. 30 ноября 2017 года стало датой начала оказания коммерческих услуг мобильной связи MCN Telecom.
На данном этапе мы запустили MVNO для малого, среднего и крупного бизнеса в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Краснодаре, Новосибирске и Ростове-на-Дону. Виртуальный оператор работает на платформе MVNE от ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" (МТТ) и сети радиодоступа Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").
У нас сейчас есть один тарифный план для мобильных абонентов - "Базовый". Он не предполагает платы за подключение и обязательной ежемесячной абонентской платы, а также дает возможность подключать вариативные дополнительные пакеты. Например, в пакете "Звонки 100 мин", абонентская плата за мобильный номер составляет 99 рублей в месяц. В первый год с момента запуска MVNO мы планируем привлечь как минимум 5000 абонентов - по количеству SIM-карт на руках у конечных пользователей - из числа средних, малых и крупных компаний.
Наш MVNO-проект дополняет услуги фиксированной и корпоративной телефонии мобильной связью. Особенностью услуги является предоставление абонентам, находящимся в международном роуминге, Multi SIM-карты, которая позволяет переключаться между разными операторами, не заменяя SIM-карту физически.
В 2018 году планируем расширить предоставление мобильной связи до девяти крупных регионов, запустив MVNO в таких городах, как Казань, Владивосток, Нижний Новгород и др.
Кроме того, мы анализируем возможности запуска аналогичного проекта MVNO для бизнеса в Европе. Для этого нам необходимо найти там хост-оператора с оптимальными условиями сотрудничества и партнера, на MVNE-платформе которого можно запустить проект.
- MCN Telecom активно работает на рынках зарубежных стран. Какие основные проекты были реализованы в уходящем году и что планируется делать в следующем?
- Сейчас мы как оператор связи представлены в четырех европейских странах. Начинали мы как классический оператор фиксированной телефонии в Венгрии. На этом рынке MCN Telecom работает с 2015 года, предоставляя услуги телефонии для бизнеса. Основным игроком рынка фиксированной связи в Венгрии является оператор Magyar Telekom. Однако за последний год нам удалось увеличить абонентскую базу в два раза и выйти на уровень известных венгерских альтернативных игроков в нашем сегменте.
В 2017 году мы завершили строительство узлов связи в Германии, Словакии и Австрии.
В октябре мы открыли офис в Австрии и в рамках межоператорского сотрудничества заключили договор с A1 Telekom Austria AG. В австрийском офисе начал работать представитель, который будет развивать бизнес в данной стране. В декабре объявили о коммерческом запуске услуг связи в Словакии и начали продавать городские номера, подключать виртуальную АТС для среднего и малого бизнеса в 10 крупных городах республики - Братиславе, Тренчине, Трнаве, Нитре, Жилине, Мартине, Банска-Бистрице, Прешове, Попраде, Кошице. В этих населенных пунктах MCN Telecom получил номерную емкость объемом 11 тысяч номеров от местного регулятора. В рамках межоператорского сотрудничества MCN Telecom заключил договоры с крупнейшими словацкими операторами связи - Slovak Telecom и Swan.
Кроме того, мы начали продавать номера в Германии, запустили немецкий сайт компании. Здесь идут технические работы, до конца года мы планируем запустить сеть в коммерческую эксплуатацию.
Совокупная номерная емкость MCN Telecom в странах присутствия - более 50 тысяч географических и номадических номеров. Во всех зарубежных странах присутствия мы стартуем со стандартным набором услуг - фиксированная телефония и виртуальная АТС (ВАТС) с дополнительными опциями. Но по мере работы мы стремимся локализовать предложения, давая клиенту тот функционал, который более востребован на рынке в той или иной стране.
Предложения MCN Telecom в Европе адаптированы к местным языковым, законодательным и рыночным особенностям. Если говорить об особенностях европейского рынка, то здесь продукт ВАТС менее представлен, чем в России. В странах присутствия MCN Telecom меньше компаний, которые самостоятельно разрабатывают телеком-продукты. Там более распространены глобальные решения, которые надо локализовать под местные реалии. Мы видим свое преимущество в том, что готовы быстро модифицировать услуги под нужды клиента. Так, например, услуга "Обратный звонок и чат для сайта" ("Чатофон"), оказалась весьма популярной в Венгрии.
В целом мы планируем и дальше развивать свой бизнес в Европе. В течение 2018 года будем изучать возможность выхода на рынки других европейских стран. В частности, есть предварительные планы относительно Великобритании.
- Как развивалось основное направление деятельности MCN Telecom - оказание услуг связи в B2B-сегменте в текущем году?
- Мы постоянно изучаем потребности наших абонентов и предлагаем им новые возможности, дорабатываем функционал наших продуктов, основной из которых - виртуальная АТС. Разработки ведутся силами собственных специалистов. Направление разработок нового функционала продуктов - самая существенная статья расходов для компании.
Весной текущего года мы начали предоставлять две дополнительные опции для виртуальной АТС - "Маршрутизация по минимальной цене звонка" и "Маршрутизация по региону вызываемого номера абонента". Эти дополнительные функции помогают компаниям с региональными подразделениями оптимизировать затраты на телефонную связь и повышать эффективность работы.
Функция маршрутизации по минимальной цене звонка позволяет системе при междугородном вызове автоматически выбирать номер для звонка с самым доступным тарифом из тех, что имеются у клиента. Функция маршрутизации по региону вызываемого номера позволяет при каждом исходящем вызове в автоматическом режиме отправлять его через номер того региона, где находится вызываемый абонент. Таким образом, звонки для принимающей стороны выглядят как местные и вызывают больше доверия у абонентов.
С июня абоненты MCN Telecom могут подключить новую опцию "Маршрутизация по ответственному менеджеру", которая позволяет позвонившему в компанию клиенту напрямую связаться с персональным менеджером. Закрепленный за клиентом сотрудник определяется в CRM-системе по контактному номеру. В том случае, если ответственного специалиста нет на месте, соединение происходит автоматически по заранее определенному маршруту.
Кроме того, мы интегрировали нашу виртуальную АТС с несколькими CRM-системами от различных производителей. Среди них сервис для автоматизации бизнеса "Битрикс24", AmoCRM, а также retailCRM. Интеграция CRM с ВАТС позволяет осуществлять запись разговоров, анализировать входящие звонки, распределять звонки автоматически, показывать карточку клиента при входящем вызове и многое другое.
В ходе запуска MVNO-проекта для бизнеса мы параллельно разработали ряд продуктов на базе мобильной связи. Три основных решения, которые мы продвигаем, - "Городской номер на мобильном" (FMC), "Мобильный офис" ("Мобильная АТС") и "Управление маршрутизацией мобильной связи по региону и цене".
Уникальность услуги "Городской номер на мобильном" заключается в сочетании преимуществ фиксированной и мобильной связи. Схема, при которой на мобильный номер можно подключить неограниченное количество городских (географических) номеров, позволяет всегда оставаться на связи. Мобильный абонент не привязан к рабочему месту и получает возможность настроить функцию отображения входящего номера, как прямого городского, так и мобильного.
В мобильную АТС MCN Telecom встроена функция записи разговоров с клиентами на мобильном телефоне, возможность формировать отчеты, отслеживать эффективность работы сотрудников.
Мобильный абонент MCN Telecom может оптимизировать затраты на связь благодаря подключению опций маршрутизации по минимальной цене звонка и по региону вызываемого номера. В первом случае биллинговая система автоматически выбирает наиболее оптимальный по стоимости маршрут при каждом звонке. Во втором - при исходящем вызове автоматически отправляет звонок через номер того региона, где находится вызываемый абонент.
- Каких финансовых и операционных показателей удалось достигнуть за 2017 год и каковы планы на 2018-й?
- В 2017 году рост выручки компании составит примерно 10%. Клиентская база в 2017 году также увеличились на 10%. В 2016 году рост выручки составил 5%. Заметно увеличились продажи виртуальной АТС и телефонных номеров. Разумеется, самая большая доля выручки приходится на Москву и Петербург, но региональные продажи в целом тоже растут. На данном этапе мы активно инвестируем в развитие сети и новые направления. Как было сказано выше, мы достраиваем МГ/МН-сеть и продвигаем проект по предоставлению услуг мобильной связи как мобильный виртуальный оператор для бизнеса.
- Как развивались другие направления бизнеса MCN Telecom - софтверное направление, ЦОД и т.д. в 2017 году и какие планы на следующий год?
- Софтверное направление развивается внутри компании. Свое ПО мы не продаем как продукт. ЦОД - не приоритетное направление, поэтому планов по его развитию у нас на текущий момент нет.
- Какие тенденции вы наблюдаете на рынке по основному направлению деятельности и как будет меняться рынок?
- Телекоммуникационная отрасль находится в состоянии неопределенности, чему способствуют в большей степени правовые и технологические факторы. В первом случае - устаревшая законодательная база. Во втором - плавные технологические изменения, не способствующие динамичному развитию. В качестве возможностей следует рассматривать положительные экономические прогнозы на 2017-2018 годы, низкий уровень инфляции. В качестве угроз - регуляторные факторы в виде меняющейся законодательной базы. Например, "пакет Яровой", вступивший в силу в 2016 году, без поправок на хранение звонков и сообщений, является наиболее затратной статьей в бюджетах всех участников телеком-рынка.
Если говорить о поведении потребителей сегмента B2B, то мы видим, что изменился стиль потребления мобильных и фиксированных услуг связи. Клиент теперь хочет получать набор сервисов в режиме "одного окна", а не отдельно взятую услугу. Абоненту более интересны пакетные предложения, которые оптом покупать дешевле.
Что касается изменений на рынке, то основные услуги связи - телефонные номера, фиксированная и мобильная связь будут унифицироваться, а цена на них будет снижаться. Мы видим, что крупные сотовые операторы стали больше внимания уделять дополнительным услугам, таким как FMC, предлагая более вариативные тарифные планы на данный сервис.
При этом само значение телефонной сети не уменьшается, оно изменяется. Несмотря на развитие мессенджеров и иных средств коммуникации, телефонный номер как личный идентификатор абонента не теряет своей актуальности. Телефонный номер универсален и привычен, причем на международном уровне. Телефонный номер как идентификатор - это то, что может объединить классическую телефонию с новыми каналами коммуникации.
- Как компания намерена отвечать на вызовы рынка и какие сегменты и направления будут приоритетом для MCN Telecom в 2018 году и в ближайшие несколько лет?
- На корпоративном уровне мы будем продолжать осуществлять поиск новых рынков реализации продуктов в странах СНГ, в Европе (Великобритания) и в Азии (Индия), а также продолжать двигаться в направлении развития продуктов на освоенных рынках - в России, Венгрии, Австрии, Германии, Словакии.
На бизнес-уровне MCN Telecom будет добиваться максимального снижения удельных затрат для обеспечения устойчивого конкурентного преимущества и фокусироваться на целевом сегменте - среднем и малом бизнесе.
В настоящий момент мы фокусируемся на доработке нового продукта. Это телеком-платформа для интернет-компаний, на которой они могут быстро и без затрат на собственную инфраструктуру создавать сервисы виртуальной АТС, call-tracking, автообзвонов, колл-центров. Кроме того, платформа будет предоставлять централизованный доступ к телефонным номерам в 85 регионах РФ, где будут построены местные узлы связи. Таким образом, любой интернет-сервис, которому требуется подключать в автоматическом режиме телефонные номера и совершать звонки, может воспользоваться решением класса CPaaS от MCN Telecom и подключить номера в автоматическом режиме. Нашей платформой уже пользуется ряд клиентов, среди которых, например, сервис "Яндекс.Телефония".
На функциональном уровне мы будем продолжать осуществлять стратегическое управление маркетингом и человеческими ресурсами, что обеспечит необходимый для достижения стратегических целей масштаб позиционирования компании, позволит предложить новые каналы и способы продвижения продуктов и услуг, а также поможет усилить мотивацию сотрудников.
- Что вы могли бы пожелать вашим коллегам по рынку и клиентам компании в преддверии Нового года?
- Новый год - праздник, которого ждут все независимо от возраста, статуса, благосостояния. Мы ждем и надеемся, что следующий период жизни будет непременно лучше предыдущего. Верим, что все наши усилия, направленные на укрепление отношений с клиентами, партнерами, коллегами и просто друзьями, не окажутся напрасными и принесут удивительные результаты.
Поздравляю коллег по рынку и наших клиентов с наступающим праздником и желаю долголетия, процветания, запоминающихся побед! Давайте и в будущем объединять усилия с тем, чтобы воплощать в жизнь по-настоящему грандиозные проекты!