Все потребности под прикрытием
Компания "Алмател" пришла на российский рынок ШПД в конце 2015 года, но сразу стала активно скупать интернет-провайдеров в Москве и регионах. О том, что компания представляет собой на данный момент, каковы ее стратегические планы и как наращивать бизнес при стагнации ШПД-рынка в РФ, в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал генеральный директор ГК "Алмател" Александр Гадалов.
- Как создавалась компания "Алмател" в России? Что она представляет собой сейчас: сколько обслуживает абонентов и каковы финансовые показатели?
- Начну издалека. В ноябре 2015 года международный холдинг "Алма Групп" приобрел компанию "2КОМ". Затем был еще ряд M&A-сделок в России: в декабре 2015 года приобретена группа компаний "Технологии домовых сетей +" ("ТДС +"), работающая на западе Московской области, в марте 2016 года мы купили ООО "Цифра Один", а также компанию "Южный телеком" в Краснодаре, в июне 2016 года – ООО "Саратовская цифровая телефонная сеть" (СЦТС). Сейчас эти и ряд других телекоммуникационных активов объединены и развиваются под единым брендом "Алмател".
Количество обслуживаемых абонентов составляет пару сотен тысяч – более точную цифру пока не называем. Это немного, если сравнивать нас с лидерами рынка, но существенно, если сравнивать с другими игроками. Де-факто по количеству абонентов мы находимся где-то посередине рейтинга.
Консолидированная выручка "Алмател" по итогам 2016 года достигла 2,4 млрд рублей. Если вынести за скобки M&A, органический рост выручки по сравнению с 2015 бизнес-годом составил 7 %. По итогам 2017 года мы планируем показать еще больший рост.
- Какова идея бренда Alma? Каким образом вы связаны с оператором "Алма-ТВ" в Казахстане?
- Alma – это зонтичный бренд, который символизирует сотрудничество и синергию внутри "Алма Групп". Все партнерские компании работают под суб-брендами: в частности, телекоммуникационный бизнес действует под маркой "Алмател". В Казахстане есть самостоятельное юрлицо с торговой маркой "Алма-ТВ", которое официально называется "Алма Телекоммуникейшнс Казахстан" (до 13 февраля 2017 года – ТОО "Алма-ТВ", – прим. "Стандарта").
С "Алма-ТВ" мы "дружим домами": используем общий бренд, пересекаемся на уровне менеджмента и совместных проектов, создаем технологическую синергию. К тому же в плане продуктовой стратегии развивать одни и те же сервисы вдвоем проще: например, мы используем единую платформу для оказания услуг платного ТВ.
- А есть ли пересечения на уровне акционеров у российской и казахстанской частей бизнеса?
- Если говорить о российской группе "Алмател", то в нее входят компании, конечным собственником которых является фонд Eurasia Investments (по данным ЕГРЮЛ, 100 % долей в ООО "Алмател" принадлежит кипрской фирме Tractus Investments Ltd., – прим. "Стандарта").
- Какой вы видите "Алмател" в трехлетней перспективе?
- Мы предпочитаем говорить о перспективе пяти-семи лет, так как каждая сделка, особенно в Московском регионе, дает ощутимый толчок бизнесу. На горизонте 2022‑2023 годов мы хотим войти в перечень лидеров фиксированной связи России: в федеральном масштабе наша цель – топ-7, а в двух ключевых для "Алмател" регионах – Москве и Московской области – мы видим себя в первой пятерке. Это более чем реалистичный план: по нашим оценкам и данным независимых агентств, "Алмател" уже занимает шестое место по величине абонентской базы в Москве.
- Основной услугой "Алмател" является ШПД?
- Спасибо, что спросили: на этом вопросе строится наша философия. Мы стараемся закрыть все потребности абонента. Самая первая из них – потребность в коммуникации, и для ее удовлетворения у нас есть передача данных. Поэтому ШПД во всех его ипостасях (включая организацию каналов, передачу данных для корпоративных клиентов, для государственных органов) – это базовая вещь. Услуга ШПД дает нам возможность "зайти" к клиенту. Кстати, у нас одна из немногих сетей в Москве, которая позволяет обеспечить каждую квартиру подключением к Интернету на скорости 1 Гбит/с. Суммарная пропускная способность внешних каналов "Алмател", которые нам предоставляют семь магистральных операторов, превышает 150 Гбит/с. Кроме того, на наших сетях установлены кэширующие серверы Google, генерирующие большой объем трафика для абонентов. Помимо этого мы организовали прямое соединение с такими популярными сервисами, как "Яндекс" и "ВКонтакте". Особенность России такова, что около 80 % потребляемого трафика сконцентрировано внутри страны.
На базе ШПД мы организуем услугу фиксированной телефонии, и несмотря на то, что ее перспектива довольно туманна, есть абоненты, которым она необходима. Этой осенью выведем на рынок еще и услугу мобильной телефонии по модели MVNO.
Второй блок сервисов связан с развлечениями. Изначально мы действовали по классической модели, оказывая услуги интернет-доступа и телевидения раздельно. Но в июле 2017 года запустили OTT-телевидение под названием "Алмател ТВ".
Закрывая базовые потребности пользователя в коммуникации и развлечениях, мы переходим к его комфорту и безопасности. Это уже услуги, связанные с такими продуктами, как "умный дом" и видеонаблюдение.
Другими словами, мы двигаемся в рамках такой концепции: попав к клиенту, стремимся сделать так, чтобы ему с нами было хорошо, чтобы у него была полная линейка продуктов – своеобразная экосистема, позволяющая пользоваться всем, что удобно, нужно, интересно.
- Все-таки фокус у "Алмател" операторский – без допуслуг по уборке квартир, как у МГТС?
- Да, клининговыми услугами в близкой перспективе мы вряд ли займемся, но наш операторский фокус имеет широкий смысл. Например, если говорить об услугах из сегмента "Безопасность", я не исключаю, что наш Интернет скоро будет продаваться вместе с пакетом страховых продуктов для защиты дома.
- Упомянутая вами новая услуга "Алмател ТВ" не привязана к регионам присутствия компаний, входящих в группу "Алмател"?
- Это тоже элемент концепции – "отвязывание" абонента от домашней сети. Мы хотим привлекать клиентов не за счет того, что в их доме есть наш провод, а потому что у нас сильный бренд и мы предоставляем качественную современную услугу.
Соответственно, ОТТ-телевидение не привязано к конкретной сети: нашу ТВ-приставку можно использовать на любых сетях. Эти приставки мы уже предлагаем под брендом "Алмател".
- Какова бизнес-модель вашей ОТТ-услуги? Базовый пакет бесплатный?
- Базовый пакет "Алмател ТВ" предоставляется бесплатно в промо-периоде, а потом за него нужно платить. Понятно, что рентабельность услуги интернет-доступа гораздо выше, но мы стремимся развивать дополнительные услуги, связанные с развлечениями, – линейный просмотр, нелинейный просмотр, дополнительные сервисы (такие, как родительский контроль или турбокнопка).
"Алмател ТВ" позволяет просматривать ТВ-контент одновременно на трех разных устройствах (причем на каждом – разные каналы), ну и, само собой, перематывать, останавливать, переводить просмотр на другое устройство. Это интерактивное ТВ плюс онлайн-кинотеатр.
- Вы сказали про органический рост. А какова стратегия "Алмател" в сфере M&A?
- Мы продолжаем работать в этом направлении и надеемся уже в этом году сообщить рынку о нескольких сделках: может быть, не таких заметных, как прошедшие, но существенных для нас. В Москве мы создали ядро компании "Алмател" на базе сетей "2КОМ" и "Цифра Один" – управленческое, технологическое и коммерческое. Это теперь во всех смыслах единый организм, который функционирует по общим стандартам и принципам. Теперь мы это ядро развиваем и наполняем новым содержанием. Поэтому ближайшая стратегия M&A – покупка активов, которые можно быстро присоединить, дав импульс развития всей группе.
Мы инвестируем в перспективы роста бизнеса, и с этих позиций оцениваем два одинаковых по размеру актива. Один оператор может быть более продвинутым технологически, располагает современной сетью, у него все хорошо с биллингом и правовой документацией, но мы оценим его дешевле, чем менее качественный технологически актив, с какими-то лакунами с точки зрения оформления сетей, если увидим во втором больший потенциал. Бизнес многих маленьких компаний на московском и подмосковном рынках падает, а "падающий" оператор и актив, находящийся в стабильном положении, оцениваются по-разному.
- Есть ли топ регионов, активы в которых наиболее интересны для "Алмател"?
- В наших планах – продолжать активность в Москве и Московской области. Плюс, мы реализуем концепцию "Шелкового пути", но она долгосрочная.
- "Шелковый путь" – это территории между Москвой и Казахстаном?
- И еще шире: нам интересны регионы с большим потенциалом, с коммерческой активностью, находящиеся к западу от Урала.
- Рост рынка ШПД в России фактически прекратился. На что рассчитывает "Алмател", скупая интернет-провайдеров?
- Согласен, что сложно говорить о бесконечном росте. Рынок вышел на плато, и его развитие измеряется единицами процентов, которые в стоимостном выражении сопоставимы с ростом инфляции. Но есть и хорошая новость – развиваются конвергентные услуги. Оператор – это канал коммуникации с клиентом, что открывает для нас большие возможности. Правильный канал коммуникации – это то, что монетизируется по умолчанию, важно лишь подобрать верные алгоритмы взаимодействия, обеспечивающие доверие между оператором и клиентом.
Также рынок интернет-услуг явно идет к персонализации предложения. Например, можно предлагать безлимитный доступ к сайту ComNews, а за доступ к YouTube брать дополнительные деньги. Еще одна потенциальная возможность роста для операторов связи – стать для клиентов витриной разнообразных сервисов, создавать marketplace.
- Какие именно сервисы имеет смысл продвигать оператору связи?
- Нам очень хочется оформить витрину финансовых услуг. Пока мы просчитываем возможные сценарии сотрудничества с финансовыми организациями, но уже сейчас понятно, что такие совместные продукты будут полезны и для имиджа, и для наращивания выручки.
- Верите ли вы в Интернет вещей как в способ заработать для оператора связи?
- В какой-то степени IoT уже работает, просто создание этого рынка началось с крупных компаний. Есть такие замечательные примеры, как "Стриж" или "Элвис". Они передают данные с устройств в центральные аппаратные, которые их обрабатывают.
Но для "Алмател" как для оператора ценность IoT не в обеспечении канала передачи данных до каждой точки, а в создании сценариев, которые позволят пользоваться такими каналами комфортно и безопасно. Надеюсь, мы сможем это сделать.
На наш взгляд, основа IoT состоит из программного обеспечения и средств для обработки данных, и это позволяет превратить набор разрозненных датчиков в удобный инструмент для обслуживания массового рынка.
- Готов ли "Алмател" предлагать IoT-сервисы корпоративным клиентам?
- Скорее, мы смотрим в сторону массового рынка и там видим для себя большие перспективы. Бизнес лучше понимает, какие проблемы хочет решить с помощью IoT, но потребности корпоративных клиентов могут сильно отличаться друг от друга. Это могут быть и дроны, которые ведут мониторинг сельскохозяйственных полей, и датчики, позволяющие удаленно отслеживать работу энергосистем, и сенсоры на том или ином производстве. Сейчас такие проекты реализуют очень крупные операторы: для них повышение эффективности даже на полпроцента обеспечивает экономию, выражаемую шести-семизначными цифрами.
- Операторы связи все чаще говорят о создании экосистемы или цифровых платформ, которые позволят вовлечь сторонних поставщиков товаров и услуг. Готов ли "Алмател" привлекать внешних партнеров?
- Внешняя партнерская экспертиза – один из основополагающих элементов нашей стратегии, позволяющий нам чувствовать себя несколько иначе, чем классический телеком-оператор. Мы верим во внешнюю экспертизу и видим, что данный подход работает и в Интернете вещей, и в телевидении.
"Алмател" ищет интересные проекты для партнерства, в том числе среди высокотехнологичных стартапов фонда "Сколково". Причем мы готовы как к работе по схеме разделения прибыли (revenue share), так и к вхождению в капитал компании – инициатора проекта.
Как раз сейчас мы рассматриваем IoT-проект на принципах revenue share, который предполагает использование различных технологий доступа (LoRa, ZigBee и Wi-Fi) в зависимости от типа датчиков. Параллельно мы готовы рискнуть и принять финансовое участие в разработке центрального устройства, управляющего "умным домом".
- Наряду с услугами ШПД, компании группы "Алмател" предоставляют услуги IPTV. Видите ли вы со стороны абонентов коммерческую востребованность контента сверхвысокой четкости (Ultra HD)?
- На этот вопрос лучше ответить на примере Казахстана, где "Алма-ТВ" уже не первый год продвигает каналы в качестве Ultra HD 4К, и это является одним из существенных элементов маркетинговой стратегии компании. Ultra HD – технология новая даже в мировом масштабе, поэтому она дает возможность операторам платного ТВ двигаться вперед вместе с крупнейшими международными вендорами. Так, партнером "Алма-ТВ" по продвижению Ultra HD является Samsung, заинтересованный в распространении телевизоров новейших моделей. Пока такой сервис востребован в сегменте HoReCa: в отеле или ресторане клиент хочет видеть что-то красивое. Среди массовых клиентов технология Ultra HD еще не получила широкого распространения. Однако есть абоненты, которые не знают, что такое 4К, но хотят иметь лучшее из технологически возможного. Со временем таких людей будет все больше, поэтому "Алмател" готовится представить контент в качестве Ultra HD в России, чтобы дать абонентам возможность наслаждаться картинкой сверхвысокой четкости.