Екатерина Геращенко
18.07.2017

Концерн "Радиоэлектронные технологии", входящий в "Ростех", будет развивать информационную систему (ИС) "Электронная путевка", разработанную по поручению федеральных властей.

ИС, куда должны поступать данные обо всех проданных турах, планируется запустить менее чем через полгода. Но в профессиональной среде утверждают: в новой системе до сих пор много недоработок.

Концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ; входит в "Ростех") займется развитием информационной системы "Электронная путевка", создать которую в 2014 году поручило федеральное правительство. КРЭТ планирует подписать соответствующий меморандум с Ростуризмом в рамках авиасалона МАКС. Сама система, которую разработала группа "Астерос", в тестовом режиме запущена еще в конце 2015 года: в ходе пилотного запуска обработана информация о 40 тыс. туров и 50 тыс. путевок без указания персональных данных. Как только ИС заработает, каждая путевка, проданная в будущем, получит номер, по которому можно будет отследить ее статус (бронь, предоплата, оплата, исполнение), узнать информацию об авиарейсе, о гостинице и о том, насколько страховое покрытие туроператора соответствует объему его деятельности.

Предполагается, что система заработает в штатном режиме с начала 2018 года. Советник руководителя Ростуризма Дмитрий Горин утверждает, что "Электронная путевка" повысит прозрачность рынка, так как с ее помощью можно отслеживать статус оплаты путевки и требовать возврата средств в случае неисполнения обязательств. "В ИС может находиться информация о 25 млн туристов,— продолжает господин Горин.— Она будет обрабатывать информацию о выездных (11 млн человек в год) и внутренних (14 млн человек в год) турах". По статистике Ростуризма, 70% поездок оформляется через туроператоров. "Первое время участие в ИС будет добровольным, в течение года может стать обязательным для всех участников рынка",— отметил господин Горин. Сейчас на российском рынке 635 операторов выездного туризма и 3,7 тыс. компаний, оказывающих туристские услуги по России.

Пока обсуждается, что для туроператоров и агентств подача сведений в ИС будет бесплатной. Но гендиректор туроператора Click Voyage Игорь Козлов допускает появление в будущем сбора за участие в "Электронной путевке". Это подтверждает собеседник "Ъ", близкий к Ростуризму. Помимо этого участников рынка беспокоит, что в ИС много недоработок. "Предмет основного спора (участников рынка с Ростуризмом.— "Ъ") — это стоимость, которую нужно указывать в файле путевки. Есть пять-шесть видов стоимости, они различаются. Например, стоимость у турагента и стоимость, которую он перечисляет туроператору",— рассказывает господин Козлов. Среди спорных моментов — контроль фонда персональной ответственности оператора (для операторов выездного туризма — формируется из отчислений в размере 1% от оборота за прошлый год), который гарантирует возмещение ущерба туристам. "В какой момент будет происходить сверка с суммой фонда, и на какой оборот он имеет право выходить по продаже путевок?" — рассуждает Игорь Козлов.

В рамках сотрудничества с Ростуризмом КРЭТ планирует также развивать национальный туристический портал и обещает содействовать построению единой системы рейтинга туристических объектов. Для КРЭТ такие проекты — возможность диверсифицировать бизнес в важном для компании сегменте. "Сейчас почти 90% загрузки компании обеспечивают военные нужды, наша задача — наращивать долю участия в гражданском секторе",— пояснил "Ъ" советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев. До этого другая "дочка" "Ростеха" — "Росэлектроника" планировала совместно с Turkish Airlines начать разработку национальной системы бронирования авиабилетов. Но до сих пор эта система не запущена.