Мария Коломыченко
17.02.2017

Экспертный совет при правительстве раскритиковал проекты нормативных актов, разработанных Минкомсвязью для реализации "закона Яровой".

Множество технических вопросов к организации сбора и хранения информации, от решения которых зависят будущие расходы операторов связи, так и остались неуточненными, считают эксперты. Сами операторы предлагают сначала протестировать работу системы, а реалистичной датой вступления закона в силу называют 2023 год.

Рабочая группа "Связь и IT" экспертного совета при правительстве подготовила заключение (копия есть у "Ъ") на проекты подзаконных актов Минкомсвязи к "закону Яровой". Проекты были опубликованы для обсуждения в декабре 2016 года. В них министерство уточняет требования к исполнению антитеррористического пакета, соавтором которого выступила глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая. Закон с 1 июля 2018 года обязывает интернет-компании хранить информацию о фактах приема и передачи данных не менее одного года, а операторов связи — три года. Само содержание сообщений, включая текст, голос и видео, компании должны будут хранить до шести месяцев. В подзаконных актах Минкомсвязи уточняются порядок взаимодействия операторов связи и интернет-компаний с правоохранительными органами, а также сроки и объемы хранения информации.

Как ранее и сам закон, уточняющие его проекты Минкомсвязи также подверглись критике экспертов. Авторы отзыва констатируют, что реализация требований окажет негативное воздействие на деятельность операторов связи, "фактически приведет к убыточности их бизнеса и его сворачиванию" или повышению цен на услуги как минимум в два раза. "Закон Яровой" на практике нельзя выполнить, поскольку нет необходимого программного обеспечения, добавляют эксперты.

Не решены и другие технические вопросы. В частности, отсутствуют требования к составу и структуре информации, которую должен хранить оператор связи, подчеркивают в рабочей группе. Также не обозначены требования к системам мониторинга хранимой информации и к организации ее защиты, доступа и допуска к ней. По-прежнему непонятно, обязан ли оператор связи хранить транзитный трафик и данные абонентов, которые находятся в роуминге. Когда абонент не в сети своего домашнего оператора, тот "не может технически обеспечить получение и хранение полного объема метаданных и, как правило, содержания самих сообщений", отмечают эксперты.

Помимо экспертного совета свои отзывы представили и участники рынка. Так, представитель "Вымпелкома" (отзыв опубликован на regulation.gov.ru) отмечает, что предусмотренные проектом системы хранения сообщений необходимо сертифицировать, протестировать и провести опытную эксплуатацию. "Ближайший реалистичный срок реализации" требований по выполнению "закона Яровой" — не раньше 2023 года, указывает он: предлагаемые сроки реализации закона невыполнимы из-за отсутствия технических требований к средствам хранения, а также "беспрецедентного размера необходимых инвестиций".

Оценки предполагаемых затрат постоянно меняются. По данным Минкомсвязи, совокупная стоимость внедрения для всех операторов связи составит около 100 млрд руб. "Большая тройка" операторов и Tele2 оценивали суммарные затраты в 2,2 трлн руб.

По мнению главы аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, вопросы к исполнению "закона Яровой" остаются открытыми, потому что "ответственность на себя никто брать пока не собирается". Чтобы реализовать закон, необходимы конкретный заказчик, требования к системе и техническое задание, считает он.

Обсуждение реализации "закона Яровой" продолжится сегодня на совещании в правительстве под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщила ранее газета "Ведомости" и подтверждает собеседник "Ъ" на рынке связи.