"Яндекс" научит детей хорошему
Интернет-компания "Яндекс" в октябре начнет обучать программированию школьников в нескольких городах России. В будущем этот образовательный проект планируется расширить. Эксперты считают идею запуска "Яндексом" такого проекта здравой.
О запуске проекта под названием "Яндекс.Лицей" заявили вчера на пресс-конференции топ-менеджеры "Яндекса". По словам генерального директора ООО "Яндекс" Александра Шульгина, в компании видят, что информационные технологии (ИТ) как отрасль становятся шире, и через 5-10 лет все, что сейчас кажется фантастикой, станет реальностью. Поэтому, как добавил Александр Шульгин, в будущем умение программировать станет крайне важным для любой отрасли страны.
"Поэтому крайне важно, чтобы в нашей стране, для того чтобы она оставалась сильной и мощной экономической державой, было много специалистов, которые умели бы хорошо программировать, - отметил Александр Шульгин. - Поэтому мы решили при поддержке региональных органов власти запустить этот проект".
Проект "Яндекс.Лицей" на начальном этапе будет запущен в Саратове, Пензе, Калуге и Тамбове. Данный проект предназначен для обучения программированию школьников 8-9 классов.
"Учиться программированию они будут на примере Python: этот язык позволяет решать множество задач, и его востребованность на рынке только увеличивается, - говорится в сообщении "Яндекса". - Первый год школьники будут изучать теорию и выполнять несложные проекты, а второй - осваивать на практике конкретные технологии. Программа обучения разработана в Школе анализа данных "Яндекса", выпускники которой высоко ценятся на ИТ-рынке. Полученных в "Яндекс.Лицее" знаний будет достаточно, чтобы программировать на базовом уровне".
Занятия будут проходить в помещениях вузов, учебных центров и других образовательных организаций два раза в неделю. Представитель пресс-службы "Яндекса" сказал корреспонденту ComNews, что в каждом городе преподавателями "Яндекс.Лицея" станут учителя информатики, которые живут и работают в этих городах и прошли в проект по конкурсу. Ими стали и учителя из школ, и преподаватели вузов. "Поиском учителей занимались - и занимаются - департаменты образования и сотрудники академических программ "Яндекса". Нам осталось найти двух-трех человек, а так вся команда преподавателей уже готова", - уточнил представитель пресс-службы "Яндекса".
По его словам, работу преподавателей будут оплачивать регионы. "Часть расходов берем на себя мы, - рассказал представитель пресс-службы "Яндекса". - "Яндекс" отвечает за подготовку преподавателей и методику, "инвестирует" огромный опыт образовательных инициатив компании за последние 10 лет. Продвижением "Яндекс.Лицея" все участники занимаются совместно". Он добавил, что пилоты покажут реальную стоимость инициативы.
В 2017 г. "Яндекс" планирует запустить проект "Яндекс.Лицей" еще в 20 городах РФ, а в течение пяти лет - примерно в 100 регионах страны. Через пять лет "Яндекс" планирует ежегодно обучать программированию 10 тыс. школьников.
"Мы хотим создать в регионах условия для того, чтобы школьники могли попробовать себя в профессии программиста и понять, какие перспективы она открывает. Благодаря поддержке местных властей, которые заинтересованы в подготовке программистов для своих регионов, это вполне реально. Мы ориентируемся на города с населением от 100 тыс. человек", - сказала руководитель департамента управления персоналом "Яндекса" и руководитель Школы анализа данных (ШАД) компании Елена Бунина.
Начальник отдела по работе с большими данными компании "Техносерв" Евгений Линник считает идею запуска "Яндексом" проекта "Яндекс.Лицей" здравой. По его мнению, информационные технологии становятся все сложней - и объяснять ребятам, в чем суть профессии, нужно как можно раньше.
"Не секрет, что ИТ-отрасль остро чувствует нехватку квалифицированных ИТ-специалистов, особенно в таких новых и важных направлениях, как анализ данных, машинное обучение и Интернет вещей. Мы уверены, что популяризация и обучение данным профессиям должны начинаться как можно раньше. Подобные курсы и мастер-классы дают ребятам возможность увидеть реальные бизнес-задачи, попрактиковаться в их решении и окончательно утвердиться в выборе будущей специализации", - заметил в беседе с ComNews Евгений Линник. Сама компания "Техносерв" тоже участвует в образовательных программах, которые адресованы студентам. "Проводим мастер-классы по применению методов машинного обучения в реальных задачах", - уточнил Евгений Линник.
В целом, как отмечают в "Яндексе", компания уже много лет занимается подготовкой специалистов для ИТ-индустрии. Так, в 2007 г. "Яндекс" создал ШАД, где преподают машинное обучение, компьютерное зрение, анализ текстов и т.д. В 2014 г. "Яндекс" совместно с НИУ ВШЭ открыл факультет компьютерных наук. Базовые кафедры "Яндекса" есть в МФТИ и СПбГУ.
Другая российская интернет-компания - Mail.Ru Group уже имеет два образовательных проекта, направленных исключительно на школьную аудиторию. "Это олимпиада по программированию "Технокубок" для учащихся 8-11 классов, которую мы проводим совместно с МФТИ и МГТУ им. Н.Э.Баумана. Победители получают дополнительные баллы к ЕГЭ. И профориентационный проект, запущенный совместно с ресурсом "Учеба.ру", который помогает школьникам определиться с будущей специальностью, - пояснил представитель пресс-службы Mail.Ru Group. - Эти два проекта - только начало. Мы планируем проводить системную работу в области профориентации школьников, особое внимание уделяя методам обучения программированию".
По его словам, Mail.Ru Group ведет системную работу в области развития ИТ-образования. "Мы сотрудничаем с кафедрами ведущих технических вузов России, создаем уникальные центры практико-ориентированного обучения как с вузами - Технопарк в МГТУ им. Н.Э.Баумана, в МГУ им. М.В.Ломоносова, Технотрек в МФТИ и Техноатом в НИЯУ МИФИ, - так и на базе отдельных проектов - VK University, Технополис. Кроме того, Mail.Ru Group проводит профессиональные мероприятия: международные олимпиады по программированию Russian Code Cup, VK Cup, чемпионат по программированию искусственного интеллекта Russian AI Cup", - напомнил представитель пресс-службы Mail.Ru Group. Он отметил, что число студентов образовательных проектов компании и открытых курсов превысило 2 тыс., а более 40 тыс. человек приняли участие в олимпиадах и чемпионатах.
Директор по маркетингу группы "Астерос" Константин Кутуков сказал корреспонденту ComNews, что сегодня крайне важно взаимодействие бизнеса и образования. По его словам, в прямых интересах делового сообщества - влиять на образовательную повестку на этапе ее формирования, чтобы создавать для себя будущий кадровый резерв, обладающий релевантными навыками и опытом. В этой связи, добавил он, "Астерос" заинтересован в сотрудничестве с образовательными учреждениями, такими как школы и вузы. "Астерос", как отметил Константин Кутуков, активно работает с молодыми специалистами, вовлекая наиболее перспективные кадры в свои ряды.
"В целом важно не столько обучение молодого поколения программированию или каким-либо другим ИТ-навыкам, сколько понимание будущими специалистами основ, базиса digital-экономики в целом, что обусловлено стремительным сокращением жизненного цикла знаний, а также появлением новых концепций и подходов на стыке сразу нескольких направлений. Например, сегодня это такие области, как Интернет вещей (IoT) или анализ больших объемов данных (big data). Новые технологии формируют не только новые рынки, но и новые профессиональные области знаний, которые в ближайшие 5-10 лет могут сильно изменить рынок труда, создавая такие должности, как директор по цифровым технологиям, дизайнер виртуальной реальности, создатель "умных" дорог и другие", - заключил Константин Кутуков.